Автор: Igor Gabrielan
Что происходит в финале второй партии? Они считают очки? И какой счёт? Почему они прекратили игру и начали считать очки? |
|
Автор: NO. Там очки мало значат. Их и посчитать можно не всегда. Бывает может закончиться за много ходов до конца. Иногда оба пасуют и не известно даже кто бы победил. Китай же |
|
Если позволите, расскажу немного о "столкновении цивилизаций" (это по поводу замечания NO. "Китай же").
Китайцы играют в Го совсем не так, как европейцы. И дело даже не в том, что они думают не так, видят ситуацию не так, ходят не так и т.д. Они играют не для того, чтобы выиграть! Европейцу этого не понять. У нас всегда на первом месте стоит соревновательность, вот как, к примеру, сейчас: нам интересно, кто победит, кто сильнее и т.д. А китайцы играют не так!
У них, например, очень важным фактором в игре является "уважение". Скажем, первый ход принято делать на сторону, которая ближе к противнику, так как так ему "будет удобнее" оценить сложившуюся ситуацию и меньше усилий придётся приложить для постановки своих камней, если он пожелает ответить на этот твой ход - тем самым мы "проявили уважение".
Не принято так же делать глупые или бессмысленные ходы. Это считается у них чем-то сродни тому, что происходит у нас, когда кто-то случайно пёрнет в толпе. Китаец, если увидит у вас такой ход (который он посчитает глупым или не имеющим смысла), смутится (вежливость с его стороны - вы же только что при всех "пёрнули"), укажет вам на эту "ошибку" и предложит переходить (чего нет и не может быть в европейской традиции - у нас действует правило: взялся-ходи!, за "ошибки" наказывают, "зевки" не прощают и т.д.). Если же вы все-таки делаете такие "нелепые" (с точки зрения китайца) ходы, то вы тем самым проявляет неуважение К НЕМУ, а не к себе. И он откажется с вами играть. Дело - не в выигрыше.
Это же относится и к финальной части игры. Когда игра близится к завершению, и позиции сторон прорисовываются более четко, стоимость ходов падает (к самому концу стоимость хода обычно оценивается в одну единицу). Совсем бессмысленные (имеющие нулевую ценность) ходы делать "невежливо". Но оказывается, что и обмениваться равноценными ходами тоже не имеет смысла. Скажем, я делаю ход стоимостью в два очка, противник делает ход стоимостью в два очка и т.д. Результат не меняется. Спрашивается, зачем делать эти "бессмысленные" ходы? Вот их не делают.
Исключительно, из "уважения к противнику".
Причем, чем выше класс игроков, тем раньше они прекращают "делать ходы". Го в этом смысле поистине уникальная игра. Она заканчивается не тогда, когда определяется чей-то выигрыш/проигрыш, а тогда, когда оба противника отказываются от своего хода - оба говорят "пас". Дело в том, что сказать "пас" - пропустить свой ход может любой из игроков в любое время партии, просто потому, что он считает свой текущий ход бессмысленным и не желает тем самым "выказывать неуважение" к противнику. Противник, кстати, вовсе не обязан отвечать ему тем же - он может свой ход не пропускать. И после его хода, его противник тоже может вновь включиться в игру, так как в изменившейся ситуации его ходы уже могут стать не бессмысленными. И т.д.
Как видите, нюансов в этой игре очень много - всех не перечесть. Но главным, пожалуй, является стремление "достичь красоты" - гармонии, баланса. Что и ценится больше всего в этой игре, а вовсе не выигрыш как таковой. Вот, скажем, есть в ней такое понятие как
коми - условные 5 с половиной очков за первый ход (сейчас, правда, берут 6,5 и иногда даже 7,5 очков за право начать партию). Это означает, что тот, который ходит в игре первым, заведомо находится в более уязвимом положении и поэтому вынужден рисковать и вести себя более агрессивно, чтобы отыграть коми. А условные пол-очка делают невозможной ничью. Нужно либо выигрывать, либо ты проиграешь.
Так вот, очень опытные игроки в Го, великие мастера (не побоюсь этого слова) умеют вести свою партию так, что у них в итоге оказывается перевес именно на эти условные пол-очка. Причем, учтите еще, что заканчивается эта партия задолго до её формального окончания (помните о "бессмысленных ходах"). То есть, сильный игрок прекращает делать свои ходы еще до того, как будет заставлена вся доска, но при подсчете очков выясняется, что его перевес над противником - пол-очка! Это феноменально!
Вот именно такую "красоту" и ценят в этой игре китайцы. И именно поэтому Ли Сидол так уверенно заявлял, что выиграет у машины со счетом 5:0 (или 4:1). Потому что машина, априори, не умеет ни видеть "красоту", ни ценить её. И поэтому проиграет.
На деле же вышло иначе. А почему? Потому что столкнулись, не "машинный интеллект" и Разум Человека, а - "европейский подход", который выражается через компьютерную программу, и китайский, "восточный" менталитет, который ценит прежде всего равновесие, гармонию и красоту. И именно поэтому, когда говорили (и говорят), что высшим проявлением Искусственного Интеллекта будет умение играть в Го, то подразумевали под этим вовсе не умение выигрывать у Человека, а - умение ценить и создавать в партии "красоту". Умение играть как Человек. А не лучше, не сильнее Человека.
"Европейский" прагматичный подход победил "восточный". И мы это видим. Можно сказать, что Искусственный Интеллект убил игру Го. Убил её красоту и убил превосходство Человеческого Разума, заключающееся в том, что он может видеть и ценить "красоту". Прагматизм победил. Программа рассчитывает ходы лучше. Видит вариантов больше, оценивает пространство шире, просчитывает дальше. Человек соревноваться с программой больше не в состоянии. И даже способность Человеческого Разума оперировать понятиями "гармонии", "баланса" и "красоты" не дают Человеку преимущества перед машиной. Всё! На этом, мне кажется, уже можно ставить точку.
Интересно, кстати, посмотреть, какие комментарии идут к этим партиям из Китая... Как они оценивают складывающуюся ситуацию. Видят ли они за игрой этой программы "красоту"? Найдут ли противодействие?
PS По поводу точек в блоке отсчета времени. Я думаю, что это
байоми.