В продолжение топика.
Для лучшей наглядности перерисовал схему:
Пояснения, дополнения.
Внутренняя память запоминает:
1.
Всё то, что "вспомнил" мир (изменения в рецепторах).
2. То, что вспомнила сама внутренняя память (жёлтый сектор) (например, для лучшего закрепления во внутренней памяти мы буквально "прокручиваем" в уме необходимую информацию).
3. Результат отождествления вспоминаний внутренней и внешней памяти (зелёный сектор).
Результатов отождествления может быть всего два - "тождество" и "нетождество". Этот результат однозначно определяет, будет ли оставлено неизменным предпочтение для дальнейших вспоминаний (оранжевый сектор) или оно будет изменено. Например, если мы идём пешком то ожидаем твёрдую почву под ногами, т.е. предпочтение "ходьба" определяет предпочтительное вспоминание: "твёрдая почва под ногами" (Бернштейн называет это - "образ потребного будущего", Анохин - "акцептор результатов действия"). Пока это ожидание оправдывается (т.е. и внутренняя и внешняя память (мир) вспоминают "твёрдую почву") имеет место тождество и данное предпочтение (ходьба) продолжается. В случае нарушения тождества необходимо срочно сменить предпочтение для дальнейших вспоминаний, например "остановиться", "осмотреться" и т.п.
Дифференцировать нетождества в какой-либо метрике нет никакой нужды, т.к. согласно механизму работы внутренней памяти она, к моменту обнаружения нетождества, уже содержит необходимые сведения о том, что именно было вспомнено миром "неверно". Достаточно только самого факта нетождества и внутренней памяти, чтобы поменять предпочтение для дальнейшего вспоминания (прогноза, ожидания).
Предпочтение определяет не только поток (веер) вспоминаний, но и принцип диспетчеризации - будет ли вспомненное из внутренней памяти направляться исключительно во внутреннюю память или также и во внешнюю. Это важный сектор, который позволяет фантазировать, воображать, размышлять без совершения локомоций. Вероятно этот же блок обеспечивает обездвиживание тела во время сновидений, которые изобилуют локомоциями.
Принципиальной особенностью данной схемы является то, что мир относительно интеллекта представляет собой только разновидность внешней памяти этого самого интеллекта. Поэтому движения эффекторов (локомоции) здесь рассматриваются исключительно как способ изменения внешней памяти.
Любой локомоторный акт (образец) инвариантен так же как и любой перцептивный образ инвариантен в силу того, что и перцептивный образ и образ локомоции имеет одну и ту же метацель - доступ к памяти. Перцептивный образ - считывание внешней памяти. Образ локомоции - запись во внешнюю память.
Как же работает память и как производятся отождествления?
Чтобы произвести отождествление необходимо 2 условия:
1. Условные обозначения (имена, классы).
2. Пространство памяти.
Поскольку внутренняя память ограничена и в пространстве и во времени, единственный способ обеспечить запоминание всего того, что вспоминает внешняя память, это упрощение (конвергенция) сенсорного потока. Т.е. множеству объективно разных изменений в сенсорах должно соответствовать одно и то же субъективное запоминание/вспоминание. Это мы называем "образ". Простейшими образами являются квалиа - базовые ощущения. Квалиа не детализируются и представляют собой самое простое содержание памяти. Но запоминать только квалиа слишком накладно, поэтому память пытается изобретать новые квалиа, более высокого порядка, которые смогли бы экономить память. Это то, что мы называем "классификацией".
Чтобы отождествить содержимое внешней и внутренней памяти необходим одинаковый формат образов. Поскольку пространство внешней памяти (насколько можно судить) не содержит в себе разрывов, внутренняя память может довериться в этом внешней памяти и организовать своё внутреннее пространство с разрывами. Так возникает инвариантность. Например, читая книгу в поезде нет нужды запоминать каждое прочитанное слово в привязке к каждому проезжаемому метру пути. Достаточно привязывать слово к предыдущим словам, к абзацам, главам, книге, автору. Но не далее. Эта пространственная привязка образа позволяет вспоминать и отождествлять крупными блоками, знаками, именами - упрощая тем самым вспоминание и отождествление.
Таким образом, вспоминание и отождествление подразумевает
размещение имени образа в координате. Так у человека возникает иллюзия, будто мир состоит из объектов, хотя объекты и пространство - это не более чем изобретение нашей памяти с целью уменьшить объём запоминаемых сенсорных изменений.
Поскольку память запоминает имена в привязке к координатам, то помещения "точки вспоминания" в некоторую координату оживляет из памяти всё, что к ней привязано. Вспоминание и отождествление происходит постоянно, на всех доступных расстояниях и масштабах. Поэтому легко заметить, как где-то за 20 км от места наблюдения появился новый башенный кран или на ковре появилась соринка.
Нетождество в зелёном секторе может быть двух видов:
1. Внутренняя память помнит в данной координате некоторое имя, а внешняя память не помнит.
2. Внешняя память помнит в данной координате некоторое имя, а внутренняя память не помнит.
Введём для этих двух случаев такие условные сокращения:
Вну 1 Вне 0
Вну 0 Вне 1
Или ещё более сокращённо:
1 0
0 1
Совершенно очевидно, что привести к тождеству эти два случая можно 4-мя разными способами.
1 0 -> 0 0 (исправить свою ошибку - забыть, запомнить пустоту)
1 0 -> 1 1 (творчество - исправить "ошибку" в мире, записать посредством эффекторов внутреннюю память во внешнюю)
0 1 -> 0 0 (уборка мусора, вандализм, геноцид, заметание следов и т.п. - стирание внешней памяти)
0 1 -> 1 1 (обычное запоминание нового)
Приведение двух видов памяти к тождеству - это и есть суть интеллектуальной деятельности. Нетождество внешней и внутренней памяти (противоречие, задача) - это единственный предельно абстрактный мотив интеллекта.
Каждому нетождеству интеллект должен путём перебора поставить в соответствие определённое предпочтение для вспоминания. Поскольку память изначально практически пуста, перебор и создание новых имён (новых классов) занимает продолжительное время, то для того, чтобы начать эффективно решать задачи человеческому интеллекту необходимо учиться годами. Интеллекту искусственному этой участи также не избежать.
Тонкий момент.
Обучение решать задачи подразумевает перебор соответствий между нетождеством и предпочтением. Но! Далее очень тонкий момент! Применение на практике найденного соответствия между
нетождеством и предпочтением должен быть автоматически заменён на соответствие между
тождеством и предпочтением. Иными словами, чтобы выработать некоторый новый алгоритм, на каждом следующем шаге нужно пройти через множество стохастических нетождеств. Но, когда алгоритм найден, каждый следующий шаг должен начинаться только в случае, если достигнуто тождество на предыдущем шаге. Интеллект учится на ошибках, чтобы строить свои действия на победах.
Поэтому на схеме от зелёного сектора стрелка имеет 2 названия - "тождество" и "нетождество". Нетождество провоцирует резкую смену плана предпочтений. Тождество стимулирует продолжение установленного плана предпочтений.
Философское дополнение.
Попробуем разобраться, насколько стабильной во времени должна быть внешняя память, чтобы интеллект мог с ней взаимодействовать. Кинемся в одну крайность. Что получится, если внешняя память будет вечной (на уровне возможностей восприятия данного интеллекта) и будет помнить только те изменения, которые в неё внёс данный интеллект? Например, включая выключатель, мы ожидаем, что мир запомнит положение выключателя и будет помнить его до тех пор, пока мы захотим поменять его. Что будет, если весь мир станет таким "выключателем"? Такая ситуация выглядит совершенно естественной. Человеку удобно носить неснашиваемые вещи, жить в неразрушаемых домах, находить предметы в тех местах, где они были запомнены. Можно даже утверждать, что большинство людей стремится к тому, чтобы оставить после себя
вечный след во внешней памяти. Если внешняя память будет помнить вечно все изменения, то никаких проблем с этим не будет. Кроме одной - все проблемы в таком мире могут быть только эндогенного характера... Т.е. статический мир не может являться источником задач.
Кинемся в другую крайность. Мир мгновенно забывает все изменения, которые мы в нём произвели и постоянно меняется. В такой мир невозможно что-то запомнить и что-то из него вспомнить. Постоянно меняющийся мир является источником постоянных задач, которые невозможно решить (т.е. достичь тождества). В таком мире интеллект существовать не сможет и ему придётся замкнуться только в рамки своей внутренней памяти. Которую ему, в свою очередь, не из чего было бы наполнить.
Таким образом, наилучшее состояние внешней памяти "серединное", при которой она одновременно и меняется (может быть источником задач), и "кусочно стабильна" (может какое-то время помнить решения).
В условиях такого "серединного" мира важнейшее значение для организации внутренней памяти приобретает время жизни внешней памяти. Хоть внешняя память и не стирается мгновенно, но мы знаем точно, что в данном мире любая память рано или поздно исчезнет (2-е начало термодинамики). Время жизни решения, которые мы записали во внешнюю память, подразумевает необходимость синхронизации процессов запоминания и вспоминания между внутренней и внешней памятью. Или другими словами, временность внешней памяти мы можем использовать как внешний решатель, без дополнительных своих действий. В этом кроется возможность применения "законов" - нестабильность внешней памяти используется для решения задач. Т.е. нетождество (между внутренней и внешней памятью) в одном месте внешней памяти можно применить для создания тождества в другом месте внешней памяти. Это и есть технология.