новости  материалы  справочник  форум  гостевая  ссылки  
Новости
Материалы
  Логические подходы
  Нейронные сети
  Генетические алгоритмы
  Разное
  Публикации
  Алгоритмы
  Применение
Справочник
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О сайте
 

6. Что такое ИИ. Постановка задачи для ИИ

Пока мы говорили об ИИ в рамках его интуитивного понимания. Теперь, на основании теории объектов и глав, посвященных описанию объектов 1-го и 2-го порядка, дадим его строгое определение.

Рассмотрим ИИ в виде "черного ящика", имеющего вход и выход. Причем под входом будем понимать не только не только указания, данные ИИ его создателями, но и все то, что он получает из окружающей его среды функционирования в процессе своей работы. С учетом этого есть 4 варианта:

  1. Вход: объект 1-го порядка. Выход: объект 1-го порядка.
  2. Вход: объект 1-го порядка. Выход: объект 2-го порядка.
  3. Вход: объект 2-го порядка. Выход: объект 1-го порядка.
  4. Вход: объект 2-го порядка. Выход: объект 2-го порядка.

К случаям, когда у ИИ нет входов и выходов, или есть только вход или только выход сводятся случаи 1..4, если все свойства входящих и/или выходящих объектов представлены в потенциальной форме.

Очевидно что в 1-м варианте от ИИ требуется построить устройство, преобразующее выходной объект 1-го порядка в зависимости от состояния входного объекта 1-го порядка. Говоря другими словами требуется построить объект 2-го порядка. Но в этом случае ИИ-ту необходимо знать заранее каким образом должны быть связаны состояния входного и выходного объектов. Казалось бы, ее можно описать при помощи третьего объекта 1-го порядка. Но каким образом извлечь эту информацию и воплотить ее в "жизнь" в процессе работы ИИ? Только при помощи объекта 2-го порядка. Причем в таком случае его придется встраивать в ИИ еще на стадии его постройки. То есть в итоге получается что ИИ сам ничего не делает - он ни коим образом не облегчает своим создателям процесс постройки объекта 2-го порядка, а сам является уже готовым к использованию объектом 2-го порядка. Так зачем же тогда вообще нужен ИИ?! Первый вариант отпадает.

Второй вариант также неприемлем по причине невозможности описания объектом 1-го порядка объекта 2-го порядка. Остаются два последних варианта. У обоих на входе - объекты 2-го порядка. Но что же при этом должен представлять из себя ИИ, чтобы обрабатывать объекты 2-го порядка? Совершенно очевидно что объектом 1-го порядка он быть явно не может. Но и 2-м тоже: ведь объект 2-го порядка имеет на входе объект 1-го порядка, неоднородность, а не процесс преобразования неоднородностей. Значит либо ИИ невозможен, либо он объект следующего - 3-го порядка.

Таким образом мы приходим к определению интеллекта: ИНТЕЛЛЕКТ - это свойство, присущее объекту 3-го порядка и отсутствующее в объекте 2-го порядка (т.е. по отношению к нему оно будет являться фундаментальным свойством). Соответственно, ИИ - искусственно созданный объект 3-го порядка.

Постановка задачи для ИИ: управление произвольным объектом 2-го порядка. Но вдобавок к этому накладывается дополнительное условие: построение объектом 3-го порядка объектом 2-го порядка должно проходить автоматически - без каких-либо указаний или помощи со стороны создателей. Входящий объект 2-го порядка служит лишь для описания конечного вида выходящего объекта 2-го порядка, и не должен содержать в себе набора инструментов и инструкций к их применению для создания выходящего объекта 2-го порядка. В противном случае теряется практический смысл объекта 3-го порядка - всю работу за него опять будут делать его же создатели. Как же тогда быть? Очевидно что выход должен быть таким: объект 3-го порядка должен состоять из 2-х частей. Первая часть - ядро объекта 3-го порядка - универсальна, принцип ее работы и устройство остается неизменным. Ядро объекта 3-го порядка как раз и выполняет работу по созданию выходящего объекта 2-го порядка. Вторая часть включает в себя входящий объект 2-го порядка и набор настроек ядра для работы с конкретным выходящим объектом 2-го порядка. Если провести аналогию с программированием, то 1-я часть - это как бы операционная система и компилятор исходного текста программы. А 2-я часть - исходный текст программы. Выходящий объект 2-го порядка - работающий *.EXE - файл.

Введем понятие открытой и закрытой задачи. ОТКРЫТАЯ задача - это задача создания объекта 2-го порядка, при условии что изначально дано только описание этого объекта. Соответственно ЗАКРЫТАЯ задача - когда помимо описания содержатся еще инструменты и описание способа создания. Иначе говоря открытая задача - это "что сделать", а закрытая - "что сделать и каким образом". ИИ - объект 3-го порядка, решающий открытую задачу. Открытая задача - предельный случай минимизации исходной информации для исполнителя задания. Дальнейшее ее сокращение приводит к невозможности создания объекта 2-го порядка в принципе.

Тест Тьюринга (по нему считается что машина обладает интеллектом, если при общении с ней человек не замечает что ведет диалог с ИИ, а не с другим человеком) с точки зрения решения открытых задач не может считаться доказательством существования интеллекта. Для его прохождения вполне достаточно развитой СУБД (сетевая модель, нечеткая логика и достаточно развитые алгоритмы обработки данных) с обширной базой данных. А применительно к настоящему ИИ он может дать и неправильный результат, так как проверяет в основном широту познаний испытуемого, а не его способность мыслить - создавать объекты 2-го порядка (ответы на типовые вопросы можно запрограммировать, нестандартные же вопросы приводят в замешательство практически любого, скажем так "человека с улицы").

Таким образом мы видим что создатели ИИ в настоящее время идут по заранее ложному пути, пытаясь реализовать ИИ на основе первых 2-х вариантов. Они уподобляются алхимикам, тщетно стремясь, образно говоря, превратить свинец (данные) в золото (алгоритм). Это мы и видим в действительности - все программы "содержащие" ИИ не генерируют новых алгоритмов, они лишь манипулируют данными на основании заложенного в них, сколь угодно сложного, но все же алгоритма. Все они являются разновидностью компилятора, преобразующего текст программы в машинный код, переделывающего один поток байтов в другой и совершенно не "понимающего" смысл ни первого ни второго. На этом можно было бы и остановиться, признав невозможность ИИ - ведь все что ни создавалось человеком - объекты 2-го порядка....

Но это не так, что подтверждается существованием растительного и животного мира, человеческого мозга. И наконец стоит дополнительно остановиться на одном важном моменте, который в основном создатели ИИ почему-то как правило "забывают". Мы уже несколько раз упоминали живую природу Земли в качестве доказательства существования объекта 3-го порядка. Однако в дальнейшем мы не будем брать представителей живой природы в качестве эталона объекта 3-го порядка. Мы не будем также брать в качестве основы для построения рассуждений об ИИ мозг человека, как это делает подавляющее большинство создателей ИИ. И такой подход имеет под собой серьезные основания.

Все знают что машущий полет гуся или шмеля намного экономичнее полета любого самолета, что акулы и тунцы - лучшие пловцы океана, что органы чувств некоторых живых существ обладают характеристиками и сегодня еще технически недостижимыми. Но ни гусь ни шмель не могут летать быстрее звука, не могут подниматься в стратосферу, их механическая прочность обязана только эффекту масштаба. Атомные подводные лодки могут неделями непрерывно двигаться со скоростью в десятки узлов, мощность их энергетических установок достигает сотен тысяч киловатт, они несут полезную нагрузку в тысячи тонн. Все это недостижимо в мире живой природы. Телескопы позволили увидеть Вселенную во всем диапазоне длин волн, узнать о существовании миров, свет которых был рожден еще до возникновения Солнечной системы. Туннельные микроскопы позволяют манипулировать даже отдельными атомами. Науке неизвестно ни одного живого существа, органы чувств которого могли бы тягаться с такими показателями. Все это только подтверждает простую истину о том, что природа развивает в живых существах лишь то, что выгодно с точки зрения выживания вида. К тому же многие виды и даже целые классы живых существ (насекомые к примеру) уже исчерпали возможности к совершенствованию без глобального переделывания всей конструкции, они почти остановились в своем развитии. Поэтому наблюдаемые в живой природе механизмы не являются лучшими в широком понимании этого термина. Они оптимизированы для решения узкого круга задач, в других условиях их эффективность резко убывает. Те характеристики, достижение которых особенно сложно в мире животных, не представляют особых трудностей в мире техники. Ориентация на живую природу, а тем более ее слепое копирование, в конечном итоге приведут в тупик. И мозг человека тоже, наверняка, того же поля ягода. Не стоит делать ИИ на его основе. Максимум что тут можно сделать, так это, пожалуй, только узнать изначальные принципы, на которых он строится. Дальше придется двигаться самим.


Предыдущая Содержание Следующая