новости  материалы  справочник  форум  гостевая  ссылки Поиск с Яндексом  
Новости
Материалы
  Логические подходы
  Нейронные сети
  Генетические алгоритмы
  Разное
  Публикации
  Алгоритмы
  Применение
Справочник
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О сайте
 

Приложение

1_1 Любовная лирика А.С.Пушкина

Любовная лирика А.С.Пушкина. А.С.Пушкин - прежде всего поэт - лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы. Ах! Если превращенный в прах, И в табакерке, в заточенье, Я в персты нежные твои попасться мог, Тогда в сердечном восхищенье, Рассыпался на грудь под шелковый платок И даже может быть ("Красавице, которая нюхала табак") Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр "легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения. Отечество почти я ненавидел - Но я вчера Голицину увидел И примирен с отечеством моим. ("В альбом Голициной") В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О.Массон", "Как сладостно!.. Но боги, как опасноЕ"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?" Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" - богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается "разбить", чтобы "воспеть свободу". В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко: Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной Где прежний жар и слезы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны! В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны: Все кончено: меж нами связи нет В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. ("Прощанье") Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая "утаенная любовь". "Утаенная любовь" подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть "чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его "донжуанского списка". В стихотворениях "На холмах Грузии", "Я вас любил" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: "печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой". В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его "любви пленительные сны". Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении "Я вас любил" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще "угасло не совсем". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении "На холмах Грузии" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы". "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию" - говорит Пушкин.

1_2 Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика Пушкина Любовь - самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни. В юности Пушкин в любви был язычником, но с возрастом отношение к любви становилось более серьезным. Примером этого может служить стихотворение "Я помню чудное мгновенье..." (1825 г), посвященное первой встрече в доме Олениных с Керн Анной Петровной. Пушкин передает ей это стихотворение в 1825 году, в то время, когда Керн собирается уехать в Ригу. Из этого стихотворения мы можем понять, что любовь для Пушкина является не просто источником наслаждения и радости, но и источником вдохновенья, творческой и жизненной энергии, так как, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Это хорошо видно из стихотворения "Я вас любил..." (1829 г). Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной, ведь любовь для Пушкина - это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт ("...я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим"), и она сможет ему ответить взаимностью. Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, - "Талисман", "Храни меня, мой талисман" и "Сожженное письмо" - посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения "Талисман" и "Храни меня, мой талисман". В "Талисмане" (1827 г) П говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его только от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане: ...в бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман. В стихотворении "Храни меня, мой талисман" (1825 г) Пушкин показывает более серьезное отношение к талисману: Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Ведь талисман был подарен любимым человеком. Позже П в Михайловском часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной - это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении "Сожженное письмо" (1825 г): Уж перстня верного утрате впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. В конце жизни отношение Пушкина к любви стало совершенно одухотворенным, это особенно ярко видно из стихотворения "Мадона" (1830 г), посвященного будущей жене поэта - Гончаровой. Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена Мадона с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Теперь женщина для него - "чистейшей прелести чистейший образец", Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, одно оставалось неизменным - его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь - как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь - стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." (1829 г): ...и сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может. А это именно потому, что любовь является для Пушкина источником вдохновения, она помогает ему создавать необыкновенные по своей силе и лиричности произведения.

1_3 "Я вас любил" (лирика А.С.Пушкина)

"Я вас любил..." ( лирика А.С.Пушкина) ...Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я... А.С.Пушкин. У каждого человека, наверное, есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня такими являются томики стихов Александра Сергеевича Пушкина. Как все, я вначале познакомился с его сказками (еще в раннем детстве мне читала их мама). Потом, с первого класса, в школе изучала его стихи. Когда же в мою жизнь вольно или невольно стали вторгаться светлые чувства любви, я поняла, что так проникновенно, страстно писать о любви мог только человек, сам испытавший эти высокие чувства. С удивлением я прочла, однако, в одной из книг о Пушкине, что директор лицея, где он учился, отзывался о нем, как о человеке, "оскверненном всеми эротическими произведениями французской литературы". Некоторые современники порицали в молодом Пушкине его любовные приключения как распутство. Да, конечно, у Пушкина немало стихов, которые можно назвать эротическими. Дотошные литературоведы подсчитали, что он посвящал свои стихи ста тридцати семи женщинам. Они только не понимают, что гению позволено больше порою, чем другим, что без вдохновения, созданного любовью, не будет прекрасных произведений о любви. А.Пушкин свою поэтическую энергию черпал именно в ней: Пройдет любовь, умрут желанья; Разлучит нас холодный свет; Кто вспомнит тайные свиданья, Мечты, восторги прежних лет? ( "В альбом", 1817 г.) Но самое для меня дорогое и удивительное не в том, что у поэта было много увлечений, а в том, что после женитьбы на Наталье Пушкин любил уже исключительно только жену и посвящал стихи только ей. Поэт сам отвечает на вопрос, изменял ли он жене: Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться; Спокойствие мое я строго берегу и сердцу не даю пылать и забываться... ( "К...", 1832 г.) Когда они встретились впервые, ей едва минуло 16 лет. Она была в белом воздушном платье, с золотом на голове. Александр Сергеевич не мог отвести от нее глаз. Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса и вспомнил ваши взоры, Ваши синие глаза,- писал он ей. А когда вопрос окончательно решится, он напишет: Исполнились мои желания. Творец тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. ("Мадонна", 1830 г.) Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и, конечно, недомолвки, ссоры. А еще разлуки. Исследователи подсчитали, что за семнадцать месяцев, что Пушкин не виделся с женой, он написал ей 78 писем, больше, чем кому-либо в жизни. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит- оттого, Что не любить оно не может. ( "На холмах Грузии...") Не любить Наталью Николаевну сердце Пушкина, действительно, не могло. Поэтому и решился поэт на поединок с Дантесом - вступился за честь жены и свою собственную. После роковой дуэли, два дня борясь со смертью, о чем он думал? Может быть, вспомнил свои строчки, отнеся их теперь, как завещание, к Наталье: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. ("Я вас любил...") Листая стихи поэта, я порой думаю, какие удивительные люди жили в прошлом веке, как они умели любить. Встречу ли я в жизни хоть что-то похожее?

2_1 Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА Отдавая дань предшественникам, Александр никогда не забывал поклониться тени Андрея Шенье, - Окончив в 1817 году лицей и определившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселяется в Петербурге и "жадно предается светским развлечениям", что не мешает ему активно включиться в литературную и общественную жизнь столицы. А между тем над Россией "сгущаются сумерки" политической реакции. В противовес ей создаются первые тайные общества. Бесконечно веселые стихи А. С. Пушкина этой поры, развивающие традиции его лицейской анакреонтики, где поэт славил радости земного бытия, Вакха и Киприду, были проявлением избытка молодости, кипящих жизненных сил, но и своеобразной формой протеста против тех настроений ханжества и мистицизма, которыми были охвачены круги высшего придворного общества во главе с Александром I. Все чаще в стихах Пушкина в одном ряду со словами "Вакх", "Амур", "Венера" появляется и слово "свобода". Причем в устах поэта оно приобретает многозначность. Здесь звучит и личная независимость, дружеская непринужденность, свободный образ мыслей - "вольнолюбие", и свобода народа - порабощенного крестьянства. В их круге светлая свобода Прияла праздничный венок. Но двинулись толпы народа... Он приближается... Вот он, вот сильный бог! ("Торжество Вакха") Пушкинский стих бунтует, ищет выхода своей кипучей энергии, желает найти справедливость в окружающем мире, нащупывает свой путь в литературе. До этого был период ученичества, когда поэт впитывал все накопленное в литературе до него. Теперь пришло время выплескивать из своей души превосходные стихи, блестящие по форме и глубокие по содержанию: Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды. ("Кинжал") Поэзия - это своеобразный дневник автора. По лирике А. С. Пушкина можно судить о его пристрастиях, занятиях в то время. А вот в оде "Вольность" - проглядывают мотивы радищевской "Вольности": та же Я примирюсь с силами зла, желание идти в борьбу против и до конца. Поэт бесстрашно бросает вызов сильным мира сего, он азартен до безрассудства. Увы! куда ни брошу взор - Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы... И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Ни верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Но сам автор не верит, что тираны "склонятся" к справедливости. Эта же мысль продолжена в произведении "Анчар" - историко-философской думе о суровых, непокорных человеку силах природы и бездне, открывающейся в душе самой личности. Зло, вероятно, неистребимо, если заложено в природе. В пустыне чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Интересно, что автор не берется судить Творца, его не интересует цель создания "древа смерти" - порождения "гнева", но в жизни ничего не бывает случайно, если есть яд, обязательно найдутся люди, пожелавшие им воспользоваться. Причем Пушкин, сопоставляя человека с животным миром, показывает коварство первого. Ибо никому не нужен анчар, кроме людей. л нему и птица не летит, И тигр нейдет - лишь вихорь черный На древо смерти набежит - Умчится прочь, уже тлетворный. И есть тиран, пытающийся завладеть чужими землями, душами, жизнями. Они сродни - тиран и анчар, потому что несут гибель окружающим. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Поэт и здесь продолжает радищевскую мысль о "зверообраз. ном самовластии", когда "человек повелевает человеком". Пушкину чужды оба образа: и "послушного раба", и "непобедимого владыки". Автору ненавистна сама действительность, при которой существуют рабы и владыки, но он ничего не может противопоставить взамен и поэтому тон стихотворения приобретает большую силу протеста из-за безысходности. И почти в то же время написаны "Стансы", в которых поэт верит в великое предназначение России. Он взывает к образу Петра I, желает быть ему подстать, зовет за собой поколение, обязанное не уронить былой славы отчизны. В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни, Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой...

2_2 Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА Пушкин ставил на первое место среди своих заслуг прославление свободы. Свобода останется темой его творчества на всю жизнь. Свобода для Пушкина - это прежде всего личная свобода и независимость. Это свобода выбора профессии, занятий, свобода от разного рода предрассудков. Это и свобода мысли: в отношении к искусству, к религиозным убеждениям, к взаимоотношениям с людьми. Поэт всегда отстаивал свободу творчества. Он не мог писать в угоду. В "Песни о вещем Олеге" Пушкин говорит о независимости и правдивости подлинной поэзии. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Пушкин мечтал об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, все ужасы которого он показал в стихотворении "Деревня": Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут. Стихотворение заканчивается призывом к царю уничтожить рабство и дать русскому народу свободу и просвещение: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Поэт верит, что мечты его сбудутся. Об этом свидетельствуют строки из стихотворения "К Чаадаеву": Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия воспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Поэт размышляет о путях и средствах достижения свободы: революционным путем, ценою крови или каким-либо иным? Революционные взгляды формировались у поэта под влиянием близких друзей: Чаадаева, Давыдова, Раевского, Пестеля. У Пушкина много стихотворений, в которых он рассказывает о движении декабристов и их судьбе, а также о своем участии в этом движении. В стихотворении "В Сибирь" он выражает надежду на скорое освобождение своих друзей-декабристов, говорит им, что не напрасны были их деяния, что их работа сыграет свою роль в освобождении народа: Хранит 1000 е гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. А в стихотворении "Арион" Пушкин заявляет, что после разгрома декабристов ("вдруг лоно волн приял с налету вихорь шумный. Погиб и кормщик и пловец!") и спасения самого поэта он не отрекся от своих убеждений: Я гимны прежние пою... Он считал, что власть самодержавия - власть роковая, осужденная судьбой. Поэт мечтает о просвещенной монархии. В стихотворении "Стансы" он предлагает царю целую программу действий: заботиться о просвещении народа, покровительствовать науке, уважать и любить свою страну и постоянно трудиться для ее блага. Николаю он ставит в пример Петра: Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. Пушкин говорит, что свобода, "вольность" возможны и в монархическом государстве, если и царь, и народ строго соблюдают законы. Нарушение законов народом влечет за собой рабство, нарушение законов царем - грозит тирану гибелью. Владыки! вам венец и трон Дает Закон - а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон. И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. В стихотворении "Анчар" поэт показывает дисгармонию человеческого общества, где один человек имеет неограниченную власть над другими, на фоне гармонии природы. Поэт говорит, что тирания гибельна, опасна и для соседних стран: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он заслужил право на бессмертие и любовь народа тем, что поэзия его поднимает в людях все самое лучшее, что есть в их душе, и тем, что он "восславил свободу" и не переставал побуждать Николая I оказать "милость падшим", вернуть сосланных декабристов. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

2_3 Тема вольности и протеста в стихах А. С. Пушкина

ТЕМА ВОЛЬНОСТИ И ПРОТЕСТА В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен - Пушкин - в роли монумента? Гостя каменного? - он, Скалозубый, нагловзорый Пушкин - в роли Командора?.. М. Цветаева По-моему, очень точно схвачен Мариной Цветаевой образ поэта-мятежника, поэта-свободолюбца, поэта пламенного гражданского темперамента. Началось все с лицея. Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и местом на земле, которое определило его мировоззрение и убеждения. Одной из задач преподавателей лицея было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Лицей дал России целую плеяду революционеров и прекрасных поэтов. В лицее Пушкин впервые начал задумываться о цели и смысле своей жизни. Надо сказать, что, учась в лицее, трудно было не стать вольнолюбивым поэтом, потому что почти все его педагоги были люди, близкие по своим взглядам к революционным дворянским обществам. Там же друзьями будущего великого поэта стали будущие Декабристы и будущие известные поэты. Среди них - Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Атмосфера в лицее была весьма свободной, и поэтическое братство вырастало гармонично. Особенно напряженной творческой и политической жизнью отмечены петербургские дни поэта. Там Пушкин близко сходится с декабристами - М. Луниным, М. Орловым, И. Якушкиным. Тогда же укрепляется дружба поэта с Чаадаевым. Но, симпатизируя декабристам, Пушкин, на мой взгляд, придерживался несколько иных взглядов. Как сейчас принято говорить, Пушкин, несмотря на все свое вольнодумие, оставался законопослушным гражданином. Он не представлял себе революцию как хаотическую борьбу со всем старым. По его разумению, все должно было происходить в законных границах. Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И Рабство, падшее по мании царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Как видим, поэт считал, что процесс освобождения должен исходить от верхов, а не от низов. Я понимаю это как цивилизованные формы внедрения общественных и политических свобод, без кровопролития. Сейчас трудно сказать, кто был больше прав, но и Пушкин, и декабристы, и каждый прогрессивно мыслящий человек того времени сделали для России великое дело: приблизили ее к цивилизованному миру. После подавления восстания декабристов Пушкин не отрекается от своих друзей и единомышленников. Он поддерживает связь со ссыльными. Пишет им в Сибирь письма со стихами. Поддерживает их дух: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Но Пушкин был потрясен, узнав о казни пятерых декабристов. Рисунок виселицы стал часто появляться в его черновиках. Поэт явно не ожидал от царя такого поступка. Видимо, с той поры царь перестал быть для него запретной для критики фигурой. Он желает краха самовластью: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия воспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Это не замедлило сказаться на отношении к поэту государственных чиновников и царя. Началась травля гения бездарностями от власти. Как мы знаем, отношениям этим никогда больше не суждено было потеплеть. Они грубым образом вторглись и в личную жизнь поэта, разметав его человеческий дом, лишив покоя на родной земле и в конце концов поставив великого поэта под дуло пистолета. Очевидцы свидетельствуют, что на смертном одре последние прощальные слова Пушкина были обращены к книгам, но, мне кажется, это было более прощание с Отечеством, лучшие образцы мыслей и духа которого были хранимы этими книгами. Друзья стояли рядом. Никто не обиделся и не удивился. Пушкин заслужил право и на эту последнюю для него на земле вольность.

3_1 Природная лирика Пушкина

Природная лирика Пушкина. " Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса" Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов" близкое ", " заветное ", " родное "? И почему понятия Родины сразу же и, прежде всего, вызывают в воображении точные картины дорогих палестин? Когда-то Достоевский сказал: " Красота спасёт мир ". Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, стихи - это радостно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием - не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда очень остро стоит вопрос экологии, вопрос - будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Пушкин в своих отступлениях в " Евгении Онегине " даёт чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. По мнению многих, литература - это слепок с жизни, но слепок более тонкий, более объективный. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в "Евгении Онегине" просто великолепны. " Как грустно мне твоё явление. Весна, весна Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови ", - пишет автор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту. Милые сердцу родные картины природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Волнуют его строки из " Евгения Онегина ": " Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, перед гумном соломы кучи, да пруд под сенью ив густых - раздолье уток молодых ". Из всех времён года Пушкин обожал осень. Он писал: " Из всех времён я рад лишь ей одной ". Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: " Зимний вечер "," Зимнее утро ", " Зимняя дорога ", " И вновь я посетил ". В этих скромных внешних зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи " Кто знает край, где небо блещет ", " На холмах Грузии " стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вопрос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе. В последние годы жизни Пушкин создаёт произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение " И вновь я посетил" очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там даётся трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях " Туча ", " Осень " та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: " Октябрь уж поступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей ". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает своё особенное, неуловимое обычным глазом построение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл. В стихотворении " На холмах Грузии " печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: " На холмах Грузии лежит ночная мгла". В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств. В стихотворении " Деревня " на фоне поэтических зарисовок картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает: " О, если б голос мой умел сердце тревожить! ". Он чувствовал себя одиноким парусом в жестокой жизненной буре, но голос его по-прежнему оставался вольным. Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина - А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит " большие мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни ". В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- и жизненность, её подлинная человечность. " Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла ". Эти хорошо известные слова Гоголя хочется ещё раз повторить, ибо в них сказано всё главное - и о национальном своеобразии Пушкина, и о богатстве и силе его поэтического языка, и о высоком нравственном содержании его поэзии. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

3_2 Природа в художественном миросозерцании А. С. Пушкина

ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА Но может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут". "Евгений Онегин" (5-я гл.) Описание природы встречается почти в каждом стихотворении А. С. Пушкина. Но было бы ошибочно видеть в нем только лишь приятную глазу и душе картинку. На самом деле оно многофункционально. Например, в "Евгении Онегине" через описание времен года показывается течение времени. Вместо фраз "прошел год", "через два месяца" и т. п. Пушкин дает картину природы, соответствующую этому временному отрезку. Одновременно с этим описание природы соответствует и внутреннему состоянию автора. В "Бесах" Ф. М. Достоевского сомнения и страхи автора переходят на природу, и получается из простой метели какое-то жуткое хаотическое кружение, затягивающее внутрь себя все сущее, все живое. То же самое природное явление (метель, буран) может выполнять совсем другие функции: являться по сюжету началом драмы. Так происходит в повести "Метель", где сюжетом движет не цепь поступков человека, а явление природы. Не случись метели, Владимир бы спокойно доехал и обвенчался с Машей. Так же и Маша из-за метели обвенчалась с каким-то неизвестным шутником-путником, опять же из-за метели сбившимся с дороги и впоследствии оказавшимся ее возлюбленным Бурминым. В "Медном всаднике" природа - это своевольная стихия, не смирившаяся и до конца не покорившаяся человеку. Здесь (как и в "Метели") явление природы (наводнение) - завязка сюжета. Вернее, не сама природа, а ее конфликт с властью и человеком, попытавшимся ее покорить. Получается, что природа является как бы дополнительным по счету действующим лицом в этой поэме. В стихотворении "К морю" водная стихия (море) также является действующим лицом - собеседником поэта, к которому поэт обращается. Здесь сравниваются свободная стихия и внешняя несвобода поэта, а соответственно и всего мира, так как "судьба людей повсюду та же". И даже если бы он был свободен, ему некуда уйти. У поэта остается только его внутренняя личная свобода. Наблюдается некая закономерность: в роли героя может выступать только свободная и свободолюбивая стихия, не покорившаяся человеку: метель (в "Бесах", "Метели") и вода (в "Медном всаднике", "К морю"). Мне кажется, в этом вы ражается особая любовь поэта к ним, особенно к воде. Возможно, это связано с тем, что А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, в отличие от любимых им природных стихий. Помимо того, что описание природы выполняет разные функции, оно также изменяется во времени. В каждом периоде творчества поэта описание природы различно. Это очень хорошо видно на примере двух стихотворений, написанных в разное время (1819, 1835), но воспроизводящих одно и то же место. Я имею в виду "Деревню" и "...Вновь я посетил...". В "Деревне" А. С. Пушкин соединил два начала: лирическое и гражданское. В первой части этого стихотворения он сталкивает развратный двор, от которого бежал, и мирную, вольную природу. Это весьма романтическое описание природы интересно сравнить с описанием той же природы, но уже в более позднем философском стихотворении "...Вновь я посетил...". Присутствует уже совсем другое настроение - тоска. Если в "Деревне" А. С. Пушкин испытывает радость от свидания с природой, с родным уголком, то здесь вновь увиденное Михайловское таких бурных чувств не вызывает. В "Деревне": "Парус рыбаря белеет иногда", "Вдали рассыпанные хаты", "Овины дымные и мельницы крылаты". В стихотворении "...Вновь я посетил...": Плывет рыбак и тянет за собой Убогий невод по брегам отлогим. Рассеяны деревни - там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре... На примере этих стихотворений видно: поздний Пушкин склонен к более реалистическому описанию природы, к использованию обычной, неромантической лексики. Порой лексика, совершенно разная по стилю, при описании природы встречается и в пределах одного стихотворения, В "Зимнем утре" романтическая, "условная" лексика, идущая от В. Жуковского ("Аврора", "негой взоры"), сменяется простонародной ("вечор") и общеупотребительной лексикой. Этот переход, правда, органичен, столкновение стилей отсутствует. Для А. С. Пушкина также характерно присутствие некоего движения внутри стихотворения. Описываемая им картина никогда не бывает статичной. Поэт с легкостью переходит от одного времени года к другому ("Осень"), от сегодняшнего дня ко дню вчерашнему, от описания природы к описанию комнаты ("Зимнее утро"). Самое значительное стихотворение А. С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, - это "Осень". Стихотворение, посвященное самому любимому А. С. Пушкиным времени года, разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени. Второй, третий и четвертый - остальным временам года: весне, зиме и лету. Описание лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но в то же время у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, имеющих широкое значение и являющихся общими понятиями, неизбыточности уточняющих слов и оборотов (прилагательных, причастных и деепричастных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому. Вот описание лета: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, - личное отношение, не описание, - Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Получается, что всего четырьмя существительными ("зной", "пыль", "комары", "мухи") А. С. Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет "красное" здесь имеет, по-моему, иронический смысл. Примечательно, что оба описания (лета и осени) Пушкин сводит к воспоминаниям о зиме - втором (после осени) любимом времени года. Зиму же Пушкин описывает по-другому, то есть манера описания такая же: "широкими мазками создать картину", но настроение иное. Один Мазок - снега, другой - свет луны. И все, пейзаж готов. Несмотря на явное предпочтение зимы лету и весне, осень - еще более любимое время года, и ей посвящается все остальное стихотворение. Эта пора года - кульминация Красоты. Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень - пора увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее с чахоточной девой, чей багровый румянец (цвет осеннего леса) на щеках является признаком смертельной болезни и в то же время напоминает щеки красивой, полной жизни девушки. В строчке "Унылая пора! очей очарованье!" наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты. Причем ощущение красоты усиливается и наиболее остро воспринимается именно от сознания ее недолговечности. А. С. Пушкин - совершенно земной и жизнедеятельный поэт, поэтому от описания красоты и природного великолепия он тут же переходит к бытовым деталям и прозаизмам: Чредой слетает сон, чредой находит голод... <...> Я снова жизни полон - таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). Процесс творчества, вдохновение, вызванное потрясающей красотой осени, оказываются связанными с прозаическими деталями. А. С. Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта даже при описании своего любимого времени года, от этого красота осени, подчеркнутая близким ее концом, становится чем-то еще более реальным и действенным. Остается лишь добавить, что осень была самым благотворным периодом в творчестве А. С. Пушкина, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как "Медный всадник", маленькие трагедии и многие другие.

3_3 А. С. Пушкин и С. А. Есенин - певцы русской природы

А. С. ПУШКИН И С. А. ЕСЕНИН - ПЕВЦЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ Конец XX века - это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская классическая поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому. Русскими поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический образ зимней ночи: Сквозь волнистые туманы Пробивается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Возникает ощущение тихой грусти, одиночества. Ни огня, ни черной хаты... Глушь да снег... А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... Эти строки полны радости и оптимизма. На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики - стихотворение "Осень". Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, - и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей... По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема. И с каждой осенью я расцветаю вновь... Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение - роман "Евгений Онегин", написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений. Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики. Так, в стихотворении "Бесы" картина вьюги - это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках: Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне... Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти. ...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных... Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... "Младое, незнакомое" племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин. С. А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии. В Родился я с 1000 песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником. Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к "стране березового ситца" делает лирику Есенина огромной поэмой о России. О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца". Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Я думаю, что творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее. Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного "зверья". Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

4_1 Генетические алгоритмы

Генетические алгоритмы (ГА) - это стохастические, эвристические оптимизационные методы, впервые предложенные Холландом (1975). Они основываются на идее эволюции с помощью естественного отбора, выдвинутой Дарвином (1857).

1. Введение в генетические алгоритмы

ГА работают с совокупностью "особей" - популяцией, каждая из которых представляет возможное решение данной проблемы. Каждая особь оценивается мерой ее "приспособленности" согласно тому, насколько "хорошо" соответствующее ей решение задачи. В природе это эквивалентно оценке того, насколько эффективен организм при конкуренции за ресурсы. Наиболее приспособленные особи получают возможность "воспроизводить" потомство с помощью "перекрестного скрещивания" с другими особями популяции. Это приводит к появлению новых особей, которые сочетают в себе некоторые характеристики, наследуемые ими от родителей. Наименее приспособленные особи с меньшей вероятностью смогут воспроизвести потомков, так что те свойства, которыми они обладали, будут постепенно исчезать из популяции в процессе эволюции. Иногда происходят мутации, или спонтанные изменения в генах.

Таким образом, из поколения в поколение, хорошие характеристики распространяются по всей популяции. Скрещивание наиболее приспособленных особей приводит к тому, что исследуются наиболее перспективные участки пространства поиска. В конечном итоге популяция будет сходиться к оптимальному решению задачи. Преимущество ГА состоит в том, что он находит приблизительные оптимальные решения за относительно короткое время.

ГА состоит из следующих компонент:

- Хромосома. Решение рассматриваемой проблемы. Состоит из генов.

- Начальная популяция хромосом.

- Набор операторов для генерации новых решений из предыдущей популяции.

- Целевая функция для оценки приспособленности (fitness) решений.

Чтобы применять ГА к задаче, сначала выбирается метод кодирование решений в виде строки. Фиксированная длина (l-бит) двоичной кодировки означает, что любая из 2l возможных бинарных строк представляет возможное решение задачи.

По существу, такая кодировка соответствует разбиению пространства параметров на гиперкубы, которым соответствуют уникальные комбинации битов в строке - хромосоме. Для установления соответствия между гиперкубами разбиения области и бинарными строками, описывающими номера таких гиперкубов, кроме обычной двоичной кодировки использовался рефлексивный код Грея. Код Грея предпочтительнее обычного двоичного тем, что обладает свойством непрерывности бинарной комбинации: изменение кодируемого числа на единицу соответствует изменению кодовой комбинации только в одном разряде.

2. Операторы ГА

Стандартные операторы для всех типов генетических алгоритмов это: селекция, скрещивание и мутация.

2.1 Селекция

Оператор селекции (reproduction, selection) осуществляет отбор хромосом в соответствии со значениями их функции приспособленности. Существуют как минимум два популярных типа оператора селекции: рулетка и турнир.

- Метод рулетки (roulette-wheel selection) - отбирает особей с помощью n "запусков" рулетки. Колесо рулетки содержит по одному сектору для каждого члена популяции. Размер i-ого сектора пропорционален соответствующей величине Psel(i) вычисляемой по формуле:

При таком отборе члены популяции с более высокой приспособленностью с большей вероятностью будут чаще выбираться, чем особи с низкой приспособленностью.

Оператор селекции типа колеса рулетки

с пропорциональными функции приспособленности секторами

- Турнирный отбор (tournament selection) реализует n турниров, чтобы выбрать n особей. Каждый турнир построен на выборке k элементов из популяции, и выбора лучшей особи среди них. Наиболее распространен турнирный отбор с k=2.

2.2. Скрещивание

Оператор скрещивание (crossover) осуществляет обмен частями хромосом между двумя (может быть и больше) хромосомами в популяции. Может быть одноточечным или многоточечным. Одноточечный кроссовер работает следующим образом. Сначала, случайным образом выбирается одна из l-1 точек разрыва. Точка разрыва - участок между соседними битами в строке. Обе родительские структуры разрываются на два сегмента по этой точке. Затем, соответствующие сегменты различных родителей склеиваются и получаются два генотипа потомков.

Рис. 2. Одноточечный оператор скрещивания (точка разрыва равна трем)

2.3. Мутация

Мутация (mutation) - стохастическое изменение части хромосом. Каждый ген строки, которая подвергается мутации, с вероятностью Pmut (обычно очень маленькой) меняется на другой ген.

Оператор мутации (четвертый ген мутировал)

3. Алгоритм работы ГА

Работа ГА представляет собой итерационный процесс, который продолжается до тех пор, пока не выполнятся заданное число поколений или какой-либо иной критерий останова. На каждом поколении ГА реализуется отбор пропорционально приспособленности, кроссовер и мутация.

Алгоритм работы простого ГА выглядит следующим образом:

4_2 Генетические алгоритмы. Естественный отбор в природе

Эволюционная теория утверждает, что каждый биологический вид целенаправленно развивается и изменяется для того, чтобы наилучшим образом приспособиться к окружающей среде. В процессе эволюции многие виды насекомых и рыб приобрели защитную окраску, еж стал неуязвимым благодаря иглам, человек стал обладателем сложнейшей нервной системы. Можно сказать, что эволюция - это процесс оптимизации всех живых организмов. Рассмотрим, какими же средствами природа решает эту задачу оптимизации.

Основной механизм эволюции - это естественный отбор. Его суть состоит в том, что более приспособленные особи имеют больше возможностей для выживания и размножения и, следовательно, приносят больше потомства, чем плохо приспособленные особи. При этом благодаря передаче генетической информации (генетическому наследованию) потомки наследуют от родителей основные их качества. Таким образом, потомки сильных индивидуумов также будут относительно хорошо приспособленными, а их доля в общей массе особей будет возрастать. После смены нескольких десятков или сотен поколений средняя приспособленность особей данного вида заметно возрастает.

Чтобы сделать понятными принципы работы генетических алгоритмов, поясним также, как устроены механизмы генетического наследования в природе. В каждой клетке любого животного содержится вся генетическая информация этой особи. Эта информация записана в виде набора очень длинных молекул ДНК (ДезоксирибоНуклеиновая Кислота). Каждая молекула ДНК - это цепочка, состоящая из молекул нуклеотидов четырех типов, обозначаемых А, T, C и G. Собственно, информацию несет порядок следования нуклеотидов в ДНК. Таким образом, генетический код индивидуума - это просто очень длинная строка символов, где используются всего 4 буквы. В животной клетке каждая молекула ДНК окружена оболочкой - такое образование называется хромосомой.

Каждое врожденное качество особи (цвет глаз, наследственные болезни, тип волос и т.д.) кодируется определенной частью хромосомы, которая называется геном этого свойства. Например, ген цвета глаз содержит информацию, кодирующую определенный цвет глаз. Различные значения гена называются его аллелями.

При размножении животных происходит слияние двух родительских половых клеток и их ДНК взаимодействуют, образуя ДНК потомка. Основной способ взаимодействия - кроссовер (cross-over, скрещивание). При кроссовере ДНК предков делятся на две части, а затем обмениваются своими половинками.

При наследовании возможны мутации из-за радиоактивности или других влияний, в результате которых могут измениться некоторые гены в половых клетках одного из родителей. Измененные гены передаются потомку и придают ему новые свойства. Если эти новые свойства полезны, они, скорее всего, сохранятся в данном виде - при этом произойдет скачкообразное повышение приспособленности вида.

Что такое генетический алгоритм? Пусть дана некоторая сложная функция (целевая функция), зависящая от нескольких переменных, и требуется найти такие значения переменных, при которых значение функции максимально. Задачи такого рода называются задачами оптимизации и встречаются на практике очень часто.

Один из наиболее наглядных примеров - задача распределения инвестиций, описанная ранее. В этой задаче переменными являются объемы инвестиций в каждый проект (10 переменных), а функцией, которую нужно максимизировать - суммарный доход инвестора. Также даны значения минимального и максимального объема вложения в каждый из проектов, которые задают область изменения каждой из переменных.

Попытаемся решить эту задачу, применяя известные нам природные способы оптимизации. Будем рассматривать каждый вариант инвестирования (набор значений переменных) как индивидуума, а доходность этого варианта - как приспособленность этого индивидуума. Тогда в процессе эволюции (если мы сумеем его организовать) приспособленность индивидуумов будет возрастать, а значит, будут появляться все более и более доходные варианты инвестирования. Остановив эволюцию в некоторый момент и выбрав самого лучшего индивидуума, мы получим достаточно хорошее решение задачи.

Генетический алгоритм - это простая модель эволюции в природе, реализованная в виде компьютерной программы. В нем используются как аналог механизма генетического наследования, так и аналог естественного отбора. При этом сохраняется биологическая терминология в упрощенном виде.

Вот как моделируется генетическое наследование:

Хромосома Вектор (последовательность) из нулей и единиц.

Каждая позиция (бит) называется геном.

Индивидуум = генетический код Набор хромосом = вариант решения задачи.

Кроссовер Операция, при которой две хромосомы обмениваются своими частями.

Мутация Cлучайное изменение одной или нескольких позиций в хромосоме.

Чтобы смоделировать эволюционный процесс, сгенерируем вначале случайную популяцию - несколько индивидуумов со случайным набором хромосом (числовых векторов). Генетический алгоритм имитирует эволюцию этой популяции как циклический процесс скрещивания индивидуумов и смены поколений.

Жизненный цикл популяции - это несколько случайных скрещиваний (посредством кроссовера) и мутаций, в результате которых к популяции добавляется какое-то количество новых индивидуумов. Отбор в генетическом алгоритме - это процесс формирования новой популяции из старой, после чего старая популяция погибает. После отбора к новой популяции опять применяются операции кроссовера и мутации, затем опять происходит отбор, и так далее.

Отбор в генетическом алгоритме тесно связан с принципами естественного отбора в природе следующим образом:

Приспособленность индивидуума Значение целевой функции на этом индивидууме.

Выживание наиболее приспособленных Популяция следующего поколения формируется в соответствии с целевой функцией. Чем приспособленнее индивидуум, тем больше вероятность его участия в кроссовере, т.е. размножении.

Таким образом, модель отбора определяет, каким образом следует строить популяцию следующего поколения. Как правило, вероятность участия индивидуума в скрещивании берется пропорциональной его приспособленности. Часто используется так называемая стратегия элитизма, при которой несколько лучших индивидуумов переходят в следующее поколение без изменений, не участвуя в кроссовере и отборе. В любом случае каждое следующее поколение будет в среднем лучше предыдущего. Когда приспособленность индивидуумов перестает заметно увеличиваться, процесс останавливают и в качестве решения задачи оптимизации берут наилучшего из найденных индивидуумов.

Возвращаясь к задаче оптимального распределения инвестиций, поясним особенности реализации генетического алгоритма в этом случае.

- Индивидуум = вариант решения задачи = набор из 10 хромосом Хj

- Хромосома Хj= объем вложения в проект j = 16-разрядная запись этого числа

- Так как объемы вложений ограничены, не все значения хромосом являются допустимыми. Это учитывается при генерации популяций.

- Так как суммарный объем инвестиций фиксирован, то реально варьируются только 9 хромосом, а значение 10-ой определяется по ним однозначно.

Ниже приведены результаты работы генетического алгоритма для трех различных значений суммарного объема инвестиций K.

Особенности генетических алгоритмов

Генетический алгоритм - новейший, но не единственно возможный способ решения задач оптимизации. С давних пор известны два основных пути решения таких задач - переборный и локально-градиентный. У этих методов свои достоинства и недостатки, и в каждом конкретном случае следует подумать, какой из них выбрать.

Рассмотрим достоинства и недостатки стандартных и генетических методов на примере классической задачи коммивояжера (TSP - travelling salesman problem). Суть задачи состоит в том, чтобы найти кратчайший замкнутый путь обхода нескольких городов, заданных своими координатами. Оказывается, что уже для 30 городов поиск оптимального пути представляет собой сложную задачу, побудившую развитие различных новых методов (в том числе нейросетей и генетических алгоритмов).

Каждый вариант решения (для 30 городов) - это числовая строка, где на j-ом месте стоит номер j-ого по порядку обхода города. Таким образом, в этой задаче 30 параметров, причем не все комбинации значений допустимы. Естественно, первой идеей является полный перебор всех вариантов обхода.

Переборный метод наиболее прост по своей сути и тривиален в программировании. Для поиска оптимального решения (точки максимума целевой функции) требуется последовательно вычислить значения целевой функции во всех возможных точках, запоминая максимальное из них. Недостатком этого метода является большая вычислительная стоимость. В частности, в задаче коммивояжера потребуется просчитать длины более 1030 вариантов путей, что совершенно нереально. Однако, если перебор всех вариантов за разумное время возможен, то можно быть абсолютно уверенным в том, что найденное решение действительно оптимально.

Второй популярный способ основан на методе градиентного спуска. При этом вначале выбираются некоторые случайные значения параметров, а затем эти значения постепенно изменяют, добиваясь наибольшей скорости роста целевой функции. Достигнув локального максимума, такой алгоритм останавливается, поэтому для поиска глобального оптимума потребуются дополнительные усилия.

Градиентные методы работают очень быстро, но не гарантируют оптимальности найденного решения. Они идеальны для применения в так называемых унимодальных задачах, где целевая функция имеет единственный локальный максимум (он же - глобальный). Легко видеть, что задача коммивояжера унимодальной не является.

Типичная практическая задача, как правило, мультимодальна и многомерна, то есть содержит много параметров. Для таких задач не существует ни одного универсального метода, который позволял бы достаточно быстро найти абсолютно точное решение.

Однако, комбинируя переборный и градиентный методы, можно надеяться получить хотя бы приближенное решение, точность которого будет возрастать при увеличении времени расчета.

Генетический алгоритм представляет собой именно такой комбинированный метод. Механизмы скрещивания и мутации в каком-то смысле реализуют переборную часть метода, а отбор лучших решений - градиентный спуск. На рисунке показано, что такая комбинация позволяет обеспечить устойчиво хорошую эффективность генетического поиска для любых типов задач.

Итак, если на некотором множестве задана сложная функция от нескольких переменных, то генетический алгоритм - это программа, которая за разумное время находит точку, где значение функции достаточно близко к максимально возможному. Выбирая приемлемое время расчета, мы получим одно из лучших решений, которые вообще возможно получить за это время.

Компанией Ward Systems Group подготовлен наглядный пример решения задачи коммивояжера с помощью генетического алгоритма. Для этого была использована библиотека функций продукта GeneHunter. Города можно располагать на карте с помощью мыши, а поиск кратчайшего пути занимает не более минуты.

4_3 Системы обучения, основанные на генетических алгоритмах

Тезисы: В данной работе исследуется применение эволюционных методов обучения для классификации. Большое внимание уделяется особенностям методов распределения кредитов и применению генетических алгоритмов применительно к задачам классификации. Все утверждения базируются на данных, полученных в процессе решения конкретной задачи . классификации грибов семейств lepiota и agaricus на съедобные и ядовитые. Для реализации системы было разработано специальное программное обеспечение на языке С++. В результате была построена система, способная распознавать примерно 90% предложенных разновидностей грибов. После некоторой модификации алгоритма и оптимизации многочисленных параметров система выдаёт около 93% правильных ответов.

Ключевые слова: системы классификаторов, генетические алгоритмы, crowding, алгоритм пожарников, задача классификации

1. Введение

Необходимость анализа и формализации задач, связанных со сравнением и классификацией объектов сознавали ещё далёкого в прошлом. Для этих целей использовались различные методы распознавания образов "с учителем", "без учителя" и "c поощрением".

Это и известные статистические методы [1], индуктивные методы, эволюционные методы, нейронные сети.

В данной работе были изучены принципы построения классифицирующей системы на основе эволюционных методов, которыми являются генетические алгоритмы. Возможности данного метода классификации исследуются на конкретном примере решается задача классификации грибов.

Для описания принципов обучающих систем, основанных на генетических алгоритмах вводится понятие системы классификаторов, основанных на правилах и сообщениях.

Системы классификаторов . это обучающие системы, которые обучают синтаксически простые строки правил (т.н. классификаторы) управлять представлением в произвольной

среде.

Системы классификаторов состоят из трёх основных компонентов:

: Система правил и сообщений;

; Пропорциональное распределение системы кредитов;

; Генетический алгоритм.

Интерпретация системы классификаторов

Система правил и сообщений в системе классификаторов, это своего рода система продукций [7]. Сообщения приходят из внешней среды или от классификаторов системы.

Они сравниваются с правилами классификаторов на совпадение. Сообщение в системе классификаторов - это всего лишь строка определённой длины, состоящая из символов определённого алфавита. Чем чаще сообщение совпадает c условной частью правила, тем выше ценность правила, с которым оно совпало. Ценность правил необходимо выяснить в процессе работы путём соревнования, используя методы распределения кредитов.

Обмен и накопление внутренней валюты обеспечивает естественный критерий для применения генетических алгоритмов. Используя баланс классификатора как fitness-

функцию, классификаторы могут быть воспроизведены, подвергнуться скрещиванию и мутации. Таким образом, системы могут учиться, не только ранжируя существующие правила, но и могут открывать новые, возможно лучшие правила, как новаторские комбинации старых правил. Генерируется новое поколение, обращая большое внимание на то, которое заменяем.

Распределение кредитов путём соревнования и обнаружение новых правил, используя генетические алгоритмы, формируют разумную основу для создания обучающих систем [2].

2. Алгоритм пожарников

Существуют различные методы ранжирования отдельных классификаторов в соответствии с их ролью в получении вознаграждения от среды. Наиболее распространённым является метод, который Holland [2] назвал The Bucket Brigade Algorithm (алгоритм пожарников).

Этот алгоритм просто интерпретируется в экономических терминах, где права торговли продаются и покупаются классификаторами. Классификаторы формируют цепочку посредников от отправителя информации (среды) к получателю (эффектору).

При получении сообщения совпавшие классификаторы учавствуют в аукционе, где величина ставки пропорциональна силе и специфичности рассматриваемого классификатора:

Победивший на аукционе классификатор платит ставку, которая является источником дохода для того, кто послал это сообщение и получает право послать новое сообщение в список сообщений. Каждый классификатор также облагается налогом на жизнь, чтобы не участвующие в цепочках правила постепенно теряли свою силу. Экономическая природа соревнования обеспечивает, что хорошие правила получают доход, а плохие несут убытки. Таким образом, вычисление силы классификатора на следующем временном шаге можно определить по следующей формуле:

3. Упрощённые системы классификаторов

Некоторые упрощения для рассматриваемой системы классификаторов, а особенно это касается метода распределения кредитов [2]. Такие системы отличаются тем, что не имеют списка сообщений. В них классификаторы не образуют никаких цепочек, а первый и единственный классификатор, который "победил" в соревновании делает ставку и получает вознаграждение от среды за правильное действие. Остальные совпавшие классификаторы облагаются определённым налогом за ставку, значительно меньшим, чем ставка. Здесь ставка для участников соревнования рассчитывается, как и раньше по формулам(1),(2):

Новые значения силы для классификаторов рассчитываются следующим образом:

4. Генетические алгоритмы в системах классификаторов

Как уже было отмечено, для получения нового поколения в системах классификаторов, применяются генетические алгоритмы.

Генетические алгоритмы применяются после достижения стационарного состояния системы. Это происходит, когда состояние стабилизируется и не происходит улучшения качества системы. Именно в такой момент необходимо внедрение новых классификаторов.


Предыдущая Содержание