Автор: Luаrvik
А каков результат ? |
|
В связи с праздниками появилось время, на вдумчивый и развёрнутый ответ о достигнутых результатах. Краткость наше Всё
Сначала, Искин должен определится с доступными ресурсами. А главным ресурсом, которым будет оперировать Искин является информация, значит нужно определится с доступом к её источникам. И если речь идёт именно о создании, то первым доступным источником будут является сенсоры.
Для меня кажется естественным, что Искин по готовности будет опрашивать состояние сенсоров, поскольку на опрос сенсоров, времени будет тратится меньше чем на все остальные вычисления. Значит будет существовать очередь опроса, следовательно, вычисления будут завязаны на эту очередь и конфигурацию сенсорного пространства.
Но нужно за ранее рассчитывать на возможное расширение сенсорного пространства. То есть необходимо предусмотреть такую ситуацию, когда к обученному Искину будут подключены дополнительные устройства, при этом такая операция не должна создавать необходимость его переобучения.
Ещё необходимо учитывать, то обстоятельство, что неактивные сенсоры в процессе обучения не участвуют, хотя и занимают место в очереди. Что опять же, не должно создавать необходимость переобучать Искин при активации таких сенсоров.
***
А как Искин, узнает о наличии сенсоров? Ответ вроде бы очевиден, если сенсор стоит в очереди и активен, значит он будет участвовать в процессе обучения слоя нейронов.
Но такое решение, ставит перед нами необходимость заранее определять количество нейронов на первом слое. Но самообучение предполагает, что структура Искина динамична, а значит не предопределена.
А как, можно добиться самостоятельного формирования слоя нейронов? Что бы это понять, нужно обратить внимание на следующее обстоятельство. Если сенсор активен, значит что-то происходит. Это говорит о том, что Искин должен формировать представления о явлениях и предметах, исходя из активности своих сенсоров.
Поэтому, любой сигнал сенсора соответствует событию и без события не имеет смысла. А значит любой сенсор, должен быть представлен, нейроном, связанным с этим сенсором. Так как, предполагается, что сенсор свидетельствует о событии, а нейрон, это событие олицетворяет.
При этом, для простоты, предлагаю явления и предметы внешней среды, считать событиями. Степень детализации представления о событиях пока опустим.
***
В итоге, мы получаем, простое решение для формирования памяти. Если в очереди появляется новый сенсор, сразу же, независимо от его активности, в первом слое появляется нейрон связанный с этим сенсором. А точнее, если в очереди опроса сенсоров появляется новая позиция, то с этой позицией связывается нейрон. Важно понимать, что нейрон связан не с конкретным сенсором, а с позицией в очереди.
Я всё-таки ориентируюсь не на квантовые компьютеры или нейроморфные чипы, а на обычный ПК. Поэтому приходится учитывать ограничения, накладываемые именно использованием ПК. Хочется отметить, что свои ограничения будут и у квантовых компьютеров, и у нейроморфных чипов.
Так что, нужно следить за правильной позицией сенсора в очереди, иначе будут возникать ошибки.
***
Теперь имея каркас памяти, на него нужно нарастить представление о мире. Сейчас, нейрон олицетворяющий событие, связан с сенсором, олицетворяющим признак этого события. Но события у которых все признаки описывает только один сенсор, если и возможны, то крайне редки.
Обычно о наступлении события, свидетельствуют несколько взаимосвязанных признаков. А значит и нейрон должен иметь связи с несколькими сенсорами. Такие связи можно сформировать исходя из того, что признаки предшествуют наступлению события, то есть, если нет признаков события, то нет и самого события. При этом, свидетельствовать о наступлении событий может только часть признаков взаимосвязанных с этим событием.
И если активный сенсор возбуждает связанный с ним нейрон, это даёт нам право говорить о наступлении события и считать, что все сенсоры активные в данными момент свидетельствуют именно о наступлении этого события, так как предшествовали ему. При этом, если часть сенсоров станут не активными, но нейрон олицетворяющий событие продолжит быть активным, можно сделать вывод, что скорее всего данные признаки плохо взаимосвязаны с текущем событием. Так же плохо взаимосвязаны с нейроном те сенсоры которые стали активны, уже после активации нейрона.
Таким образом, в момент активации, нейрон формирует связи со всеми активными сенсорами и менее агрессивно разрушает связь если сенсоры не активны. В активном состоянии, когда нейрон стабилен, то есть не в момент возбуждения, с минимально возможной интенсивностью формируются связи со всеми активными сенсорами и разрушаются, если сенсоры не активны.
***
Такое решение способно уточнять имеющиеся знания, но позволяет находить только примитивные закономерности в воздействиях на сенсоры и при всей своей простоте обладает интересными особенностями.
Например, можно заметить, что при одновременной первичной активации нескольких нейронов от инициализирующих сенсоров, у всех нейронов будут сформированы одинаковые связи. Получатся дубликаты.
В некоторых случаях, когда сенсоры реагируют на признаки одного события, дубликаты сохранятся. Но так будет не всегда, так как один и тот же сенсор может реагировать на признаки различных событий. А возможна ситуация, что признак к событию, вообще перестанет относится.
Предположим, нам нужно уверено определять конкретное событие, но времени на то, чтобы Искин его выявил самостоятельно нет. Задача решается, добавлением кнопки вместо сенсора.
Теперь при наступлении требуемого нам события, мы нажатием кнопки, активируем связанный с ней нейрон олицетворяющий требуемое нам событие. Проводим обучение некоторое время, периодически проверяя самостоятельную реакцию Искина на это событие.
После обучения перестаём использовать кнопку, что приводит к обрыву связей с ней, точнее с позицией в очереди сенсоров куда она привязана. Как оговаривалось выше, с позицией в очереди всегда связан нейрон, так как признака без события не существует. Следовательно, с кнопкой связывается новый нейрон возбуждаемый этой кнопкой.
Сложно назвать такое обучением с подкреплением, но тем не менее, оно отдалённо напоминает вдумчивое использование порки, для вдалбливание конкретных истин в голову ребёнка через его мягкое место.