GotAI.NET
Форум: Проблемы искусственного интеллекта
Регистрация
|
Вход
Все темы
|
Новая тема
Стр.22 (112)
<<
< Пред.
|
След. >
>>
Поиск:
Автор
Тема: На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 20 мар 17 8:02
Цитата:
Автор: гость
... по поводу 'базового процесса' мобилизации базы значения (символа, понятия, образа). актуализация базы значения...
Вы затронули очень важную, очень интересную и очень трудную тему. Поскольку вопросы "мобилизации базы значения (символа, понятия, образа). актуализация базы значения" и того "что значит слово в предложении или образ предмета в образе предметной ситуации " - есть в конечном итоге вопросы языка, как его сути, так и процесса его возникновения.
А эти вопросы действительно являются:
1. Важными (актуальными) хотя бы потому, что многие исследователи напрямую связывают способность использовать язык с разумностью. Так, целый ряд ученых полагает, что ключевым моментом в истории становления homo sapiens как разумного существа был момент "изобретения" им языка.
2. Интересными. Лично для меня одним из наиболее интересных моментов во всей проблематике СИИ есть возможность осуществления полноценного общения с искусственно созданным, неживым но при этом разумным субъектом. Подчеркиваю, общения содержательного и осмысленного - в противовес всяким элизам и имитационным тестам Тьюринга.
3. Трудность этой проблемы заключается хотя бы в том, что сейчас нет общепринятой теории относительно того, как возник язык даже у единственно известных нам разумных существ (людей). Есть разные, зачастую диаметрально противоположные взгляды на этот процесс.
[
Ответ
][
Цитата
]
Михайло
Сообщений: 2366
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 20 мар 17 8:42
Цитата:
Автор: гость
да, это один из 'недостатков' логики, особенно символической, когда значение символа остается за формальными рамками (помимо операционного смысла).
Именно поэтому я не делаю отличия между [1,2,3,4,5,6] и a[i]=i. Смысловая нагрузка обоих символов одинаковая, индукция не является каким-либо интересным преобразованием, как многим кажется. Мне больше импонирует рассматривать "протовывод" как элементарное преобразование [смысла]. "Протовывод" или как это там общепризнанно в логике называется?
[
Ответ
][
Цитата
]
kondrat
Сообщений: 4026
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 20 мар 17 10:10
Изменено: 20 мар 17 10:12
Цитата:
Автор: гость
M>
нельзя согласиться с траяном, что понятия абдукции и проч. 'cлишком размыты для ии' - ML (особенно 'сублогическое') не единственное содержание ИИ (как предмета). есть и логическая парадигма, в рамках которой достигается необходимая строгость (есть и теория аналогии в разных версиях, теории абдукции, индукции, аргументации (cм. вагина) etc - вопрос об их полноте это другой вопрос).
если говорить об элементарном процессе, 'протовыводе', то это не гипостазирование, и не трансдукция, а ассоциация и очерчивание (выделение начальной базы, идентификация, характеризация) - а вот потом над ними возникает индукция гипотезы, абдукция (напр. как проверка гипотезы), прогноз (дедктивная экстраполяция гипотезы), трансдукция (сравнение, метафора, аналогия) как операция над несколькими базами (про фундементальную метафоричность мышления говорил не no, а лакофф, фоконье и др. когнитивисты).
А я считаю, что протовывод идет так: в результате действия мутагена происходит первичный морфизм эмоционально-генетической структуры, который делает её восприимчивой к взаимодействию с игнорируемыми ранее факторами. В результате чего, элементы эгс под воздействием массово нарастающего либидо формируют перевоозбужденную среду из коммуницирующих по правилам , обусловленным микрогеномам, элементов, готовую предаться размножению по малейшему поводу. в результате спонтанного лавинного срабатывания (пережора), массив нового генома передается среде (включая эгс), где вызывает либо подтверждение выведения нового гена либо усиливает действие других мутагенов.
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 22 мар 17 6:33
Цитата:
Автор: Траян
Трудность этой проблемы заключается хотя бы в том, что сейчас нет общепринятой теории относительно того, как возник язык даже у единственно известных нам разумных существ (людей). Есть разные, зачастую диаметрально противоположные взгляды на этот процесс.
И подходов, реализующих такую функцию языка, как общение, существует несколько.
Так, пожалуй, наиболее распространенным на сегодняшний день является формально-информационный подход, при котором участник общения рассматривается как некий потребитель информации, нуждающийся в получении информационного продукта в виде сообщений/ Всевозможные поделки от Элизы и чат-ботов до Siri (Speech Interpretation and Recognition Interface) - из этой оперы.
Полноценного, содержательного общения при таком подходе пока реализовать не удается. Понятно почему. Для полноценного общения необходимо располагать достаточно развитой моделью мира. Такой моделью, которая включала бы в себя модель собеседника - причем, не как тупого потребителя информационного продукта, а как некоего интеллектуального субъекта (т.е. очень сложной, самообучающейся и целенаправленной конструкции).
[
Ответ
][
Цитата
]
гость
78.25.122.*
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 25 мар 17 3:50
T.> как возник язык
> модель собеседника
дык вам и карты в руки, индукционные же это задачи?
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 25 мар 17 7:02
Цитата:
Автор: гость
T.> как возник язык
> модель собеседника
дык вам и карты в руки, индукционные же это задачи?
Все верно, индуктивный подход действительно открывает - через возможность построения моделей мира - возможность решения задачи организации содержательного общения.
Вместе с тем, не следует думать, что разобравшись с индуктивным выводом, т.е. выявив и формализовав первичные (низкоуровневые) правила построения индуктивных моделей на эмпирических данных мы тем самым решили все стоящие на этом пути проблемы. Работы впереди еще выше крыши и вот почему.
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 25 мар 17 7:42
Применение предельно низкоуровневых и
предельно объективных
первичных правил построения моделей штука абсолютно необходимая - поскольку без ее решения вообще приступать к решению задачи общения в принципе невозможно - но совершенно недостаточная.
В силу низкой эффективности.
Если мы построим самообучающегося агента и поместим его в достаточно сложную среду, к которой он должен будет - изучаю имеющиеся в ней закономерности - приспособиться, то ограничив процедуру построения моделей лишь низкоуровневыми правилами мы будем ждать появления достаточно развитой модели (включающей в себя модель самого этого агента - что необходимо для возникновения к него самосознания, либо, включающей в себя модели других интеллектуальных субъектов - что необходимо для организации общения) до морковкиного заговенья.
Для ускорения этого процессам мы, воленс-неволенс, должны встроить в агента некие бустерные (ускоряющие) процесс построения моделей априорные субъектно-ориентированные знания. Главным из которых является знание о субъектности - о существовании самого этого агента и о возможном существовании других субъектов.
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 25 мар 17 7:51
Изменено: 25 мар 17 7:53
Цитата:
Автор: Траян
Для ускорения этого процессам мы, воленс-неволенс, должны встроить в агента некие бустерные (ускоряющие) процесс построения моделей априорные субъектно-ориентированные знания.
Но вот как это сделать - вопрос вопросов. Поскольку при этом мы еще должны сохранить главное достоинство нашего подхода, т.е. его предельную объективность.
Даже на такой, чисто технический вопрос - а куда, собственно говоря, в какое место общей процедуры построения моделей должны быть воткнуты эти априорные бустерные знания, ответить совсем непросто.
Только в самое последнее время появились кое-какие догадки, просветы в теме, идеи, позволяющие подойти к ее решению.
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 25 мар 17 8:15
Изменено: 25 мар 17 8:16
Цитата:
Автор: Траян
Для ускорения этого процессам мы, воленс-неволенс, должны встроить в агента некие бустерные (ускоряющие) процесс построения моделей априорные субъектно-ориентированные знания. Главным из которых является знание о субъектности - о существовании самого этого агента и о возможном существовании других субъектов.
Впрочем, про все это уже было расписано в книжке.
"
42. О некоторых высокоуровневых
субъектно-ориентированных
знаниях и процессах
Производя постепенное усложнение и расширение полноты БМП, я стремился к такому его усовершенствованию, которое сделало бы его пригодным для построения самых сложных индуктивных моделей, дабы использующие БМП ЕИ-подобные агенты в принципе имели возможность строить и использовать столь изощренные модели действительности, которые могли бы включать в себя, помимо всего прочего, модели как самих этих агентов, так и модели разумных контрагентов, с которыми им придется взаимодействовать.
Вместе с тем, потенциальная применимость БМП к тому, чтобы использующие его автономные агенты могли сами, в процессе накопления опыта и отражения его в моделях, постепенно, шаг за шагом проходя очень длинный и трудный путь поэтапного создания все более сложных и совершенных моделей, прийти в итоге к настолько сложным и развитым моделям, которые бы включали в себя, помимо всего прочего, и модели разумных субъектов, вовсе не означает того, что каждый агент, использующий БМП, обречен на обязательное прохождение всего этого пути от начала до конца, и что для агентов с БМП возможна лишь такая – убийственно медленная и невероятно ресурсоемкая – форма познания действительности.
В возможности существования иных, гораздо более эффективных путей адаптации, резко ускоряющих процессы саморазвития и самообучения ЕИ-подобных агентов можно убедиться после ознакомления с тем, как организованы подобные процессы у живых существ.
У живых существ существует несколько способов ускорения процессов адаптации и обучения, в основе большинства этих способов лежит один и тот же "читерский" прием, при котором ускорение достигается за счет начального снабжения живых существ неким комплексом наиболее полезных и важных знаний о мире, полученных предками этого существа и переданных ему, например, через гены (у людей для передачи таких знаний могут быть задействованы и такие средства коммуникации, как речь и письменность). Эти бесплатно доставшиеся в наследство и изначально "впечатанные в нервную систему" знания могут содержать различные конструкторские подсказки, ускоряющие процесс самостоятельного строительства моделей.
Одной из наиболее важных среди этих подсказок является информация о том, что получатель знаний есть познающая мир отдельная от этого мира личность, а также общие знания о понятии субъектности, о возможности существования и других субъектов и личностей, обладающих такими же особенностями устройства и функционирования, как и та личность, которой адресовались эти знания.
Наделение живых существ таким типом готовых знаний многократно увеличивает их шансы на выживание в естественной среде, поскольку не только способствует их быстрой социализации (что для всех общественных животных имеет колоссальное значение) и адаптацию к окружающей среде (населенной другими живыми существами, понимание мотивов ими движущих, совершенно необходимо для быстрой выработки оптимального поведения), но также – и это представляет для нас особый интерес – резко ускоряет процессы их обучения, особенно на ранних этапах, поскольку делает возможным осуществление таких исключительно эффективных форм обучения, как обучение на основе подражания и обучение в процессе общения.
Поскольку мы при создании СИИ взяли в качестве прототипа ЕИ человека, то для нас первостепенную важность представляет факт существования таких начальных знаний именно у homo sapiens, а в том, что подобного рода начальные знания о себе, своем устройстве и о наличии других людей, устроенных аналогичным образом, у нас действительно имеются, не может быть никаких сомнений. Даже полугодовалый ребенок, пока еще не способный самостоятельно находить и использовать даже самые элементарные закономерности (имеющие место быть в окружающей его среде), уже способен улыбаться в ответ на улыбку няньки. Дети 3-4 лет, пока еще не способные решать даже простейшие логические головоломки, оказываются способными вполне успешно манипулировать окружающими их взрослыми людьми. Аналогичную психологическую особенность можно обнаружить и у некоторых представителей творческих профессий, которые порой не в силах построить жизненно необходимое им простое логическое умозаключение, но при этом могут успешно разбираться в тончайших нюансах психических процессов, происходящих в душах современников.
Отсюда же произрастают и корни анимизма, т.е. таких стихийно возникающих мировоззренческих представлений, при которых одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Распространенность и невероятная живучесть анимистических представлений, самопроизвольный характер их возникновения как раз и объясняются тем, что знания, обуславливающие его возникновение, являются врожденными (и потому анимизм, вообще говоря, неискореним).
Все изложенное выше дает нам основание полагать, что и мы для ускорения процессов обучения и адаптации создаваемых нами искусственных агентов можем использовать аналогичное средство, а именно снабдить их комплексом высокоуровневых начальных знаний о самих себе как о целенаправленно познающих мир субъектах, способных строить модели действительности, а также о том, что в окружающем их мире могут находиться аналогичные агенты, наделенные индивидуальностью и субъектностью*.
Этот комплекс знаний, позволяющий персонифицировать объекты окружающего мира, очевидно, должен быть "впечатан" в конструкцию СИИ в виде надстройки над системой, занимающейся постройкой моделей мира, поскольку проходящие в этой надстройке процессы (операции со знаниями) должны будут контролировать и регулировать всю производящуюся этажом ниже работу по созданию моделей." (с)
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 25 мар 17 8:18
>Даже полугодовалый ребенок, пока еще не способный самостоятельно находить и использовать даже самые элементарные закономерности (имеющие место быть в окружающей его среде), уже способен улыбаться в ответ на улыбку няньки.
Это вот тоже из этой оперы:
[
Ответ
][
Цитата
]
kondrat
Сообщений: 4026
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 02 апр 17 17:27
То ли я, то ли коллеги плохо понимаем латинские слова. Отсюда все споры про т.н. логику.
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 05 апр 17 4:36
Изменено: 05 апр 17 4:38
Цитата:
Автор: kondrat
То ли я, то ли коллеги плохо понимаем латинские слова. Отсюда все споры про т.н. логику.
Дело не в латыни. Даже в живом ЕЯ одну и ту же фразу, сказанную на нем,
например, "Петя пришел домой",
даже исконные носители этого языка понимают хоть немного, но по разному.
Это нормально.
Но при желании, устроить срач-холивар вокруг того, какое из толкований этой фразы является самым правильным, более истинным, чем другие, конечно же можно.
При всем при том, герменевтика не такое уж бесполезное занятие.
[
Ответ
][
Цитата
]
гость
78.25.120.*
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 06 апр 17 3:23
прикол в том, что любую фразу можно понять иносказательно (радикально отлично от поверхностной семантики, причем синтаксис тут более устойчив). Петя пришел домой может означать что эрекция закончилась..
герменевтика это сила..
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 07 апр 17 2:41
Цитата:
Автор: гость
прикол в том, что любую фразу можно понять иносказательно...
Это не прикол, это - мрак. О таком пока лучше вообще не задумываться, дабы не опустить руки перед неподъемностью задачи понимания.
[
Ответ
][
Цитата
]
Траян
Сообщений: 1063
На: Об одном подходе к решению задачи создания СИИ
Добавлено: 07 апр 17 2:53
Цитата:
Автор: Траян
Для ускорения этого процессам мы, воленс-неволенс, должны встроить в агента некие бустерные (ускоряющие) процесс построения моделей априорные субъектно-ориентированные знания.
Но вот как это сделать - вопрос вопросов. Поскольку при этом мы еще должны сохранить главное достоинство нашего подхода, т.е. его предельную объективность.
Даже на такой, чисто технический вопрос - а куда, собственно говоря, в какое место общей процедуры построения моделей должны быть воткнуты эти априорные бустерные знания, ответить совсем непросто.
Судя по всему, эти знания должны быть встроены, имплементированы в механизм прогнозирования.
Конечно же, этот механизм не будет работать тупо на построении дерева вариантов.
В основе работы этого механизма должны лежать совсем другие процедуры, а именно, манипуляции с тем, что можно назвать "историями" или "сюжетами".
Характерной особенностью историй, позволяющей подступиться к задаче их формализации и имплементации, является то, что всякая история имеет начало и конец (даже те из них, которые громогласно объявляются якобы бесконечными).
[
Ответ
][
Цитата
]
Стр.22 (112)
:
1
...
18
19
20
21
[22]
23
24
25
26
...
112
<<
< Пред.
|
След. >
>>
Главная
|
Материалы
|
Справочник
|
Гостевая книга
|
Форум
|
Ссылки
|
О сайте
Вопросы и замечания направляйте нам по
Copyright © 2001-2022, www.gotai.net