новости  материалы  справочник  форум  гостевая  ссылки  
Новости
Материалы
  Логические подходы
  Нейронные сети
  Генетические алгоритмы
  Разное
  Публикации
  Алгоритмы
  Применение
Справочник
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О сайте
 

2. Общее строение искусственного разума

Личность

«Я» и «характер» как составные части личности

Я. Двигатель личности. То, что заставляет личность функционировать, функционировать целенаправленно, а не хаотично. Можно сделать мощную интеллектуальную систему, которая будет решать сверхзадачи, поставленные перед ней пользователем. Такая система не способна функционировать самостоятельно, пользователь для нее является тем самым двигателем.

Под «Я» подразумевается система ценностей, на достижение которых направленно функционирование.

Характер. Определяется количественной оценкой всех качественных параметров, т.е. позволяет количественно оценить любую информацию с различных точек зрения. Например, объект можно оценить с точки зрения дизайна, выполняемых функций, эргономичности и т.д.

Под характером подразумевается система оценочных ценностей, шкала оценок информации.

Попытаемся рассмотреть это на примере:

Имеем множество различных элементов. «Я» определяет необходимость попасть из исходного элемента в какой-то конкретный конечный. Характер производит выбор пути между этими двумя элементами.

Развивая идею, заложенную в примере, можно заметить, как стирается граница между понятиями «Я» и характер. Т.е. в конечном итоге характер также как и «Я» выбирает какую-то точку из допустимого множества, и различия между ними только в расстоянии между начальной и конечной точками.

Для более глубокого и точного понимания различий между «Я» и характером введем несколько определений:

Семантическая сеть (СС) – система элементов с возможностью существования связей между любыми двумя элементами.

Фрактальная СС (ФСС) – элементы, объединяясь в отдельные подсистемы, образуют новые элементы, которые и определяют ФСС. В этом заключается принцип интеграции.

Уровень абстракции (УА) элемента определим рекурсивно:

  • УА элемента определяется, как максимальный УА элементов, входящих в его состав, увеличенный на единицу;
  • элемент имеет нулевой УА, если он не состоит из отдельной подсистемы элементов;

В ФСС мы имеем две координаты:

  • расстояние между двумя связанными элементами, определяющееся как отношение единицы к длине связи – линейная ось системы координат;
  • УА элемента, относительно исходного, определяется, как разность их УА – фрактальная ось системы координат;

Указанные оси образуют фрактальную систему координат ФСК.

При этом, если какой – либо элемент принять за точку отсчета, то мы имеем абсолютную ФСК.

Подробнее данные понятия будут рассматриваться в разделе, посвященном теории организации данных.

Так вот, относительно нашего примера. Если рассмотренная система элементов – ФСС, то «Я» определяет выбор элементов по фрактальной оси, а характер- по линейной.

Здесь следует отметить, что система ценностей организованна в виде ФСС. Можно предложить следующие цели верхнего УА, в порядке значимости:

  1. Самосохранение. Выживание.
  2. Прогресс. Развитие.
  3. Накопление. Аккумулирование.
  4. Удовольствия. Развлечения.

Приближенная структура личности

При функционировании системы необходимо производить анализ, выборку, синтез потоков информации, т.е. ее обработку. Это выполняет интеллект, в тесном взаимодействии с системой знаний СЗ.

Интеллект работает путем комбинации логики и фантазии. Логика позволяет из исходной информации однозначно получать конечную путем ее преобразования по установленным правилам. Фантазия опирается на количественную оценку информации, и на ее основе способна получать ту или иную конечную информацию. Как уже говорилось, синтез этих составляющих образует инструмент для обработки информации.

Система знаний хранит информацию в систематизированном виде, включая отношения между отдельными элементами и количественной оценки этих отношений, т.е. в виде ФСС.

Такой параметр, как сила воли определяет степень подверженности внешнему воздействию. Ее можно отождествлять с площадью окна во внутренний мир из соображений его обзора. Скажем, воздействие – это освещение внешним светом внутреннего мира. Тогда степень освещенности будет определяться площадью окна и интенсивностью источника света.

В роли внутреннего мира выступает СЗ.

Мы имеем два потока входной информации – из внутреннего и внешнего мира, которые в интеллектуальной части объединяются в единый поток. В результате изменяется СЗ, и образуется информация, поступающая во внешний мир.

Данная структура предельно проста, однако она отражает весьма объемную систему, следовательно, у нее большой УА и емкость отдельных элементов. Многое здесь не учитывается в виду их информативной малости.

И в заключение можно заметить, что мы имеем уже две непрерывные цепочки, являющиеся элементами нашей системы. Это цепочки: Я...характер и логика...фантазия.

Сознание

Сознание как буфер

Рассмотрим предположение:

Сознание тормозит нашу интеллектуальную деятельность, мешает целенаправленно использовать большой ресурс мозговой активности.

Приведем факты в поддержку данного высказывания:

  1. При нахождении в гипнотическом состоянии человек может вспоминать ситуации с точностью до мельчайших подробностей.
  2. При медитировании, когда сознание не функционирует, границы восприятия человека резко расширяются.
  3. Режим субсенсорного восприятия, при котором минуется сознание, позволяет записывать информацию в подсознание, которая в дальнейшем будет использоваться на интуитивном уровне – пассивное запоминание.
  4. Методика нейролингвистического программирования позволяет задавать человеку различные модели поведения.

Какие же возможны «тормозящие» причины:

  1. Эмоциональное состояние. Эмоции, особенно отрицательные, обычно играют роль тормозящего фактора для процесса мышления.
  2. Проблемы, отягащяющие сознание. Человек постоянно решает массу проблем, которые отнимают определенный процент процесса мышления.
  3. Рассосредоточенность ресурсов. Ресурсы мозговой активности распределяются на анализ информации, поступающей от органов чувств, внутренних органов, на мышление и др.
  4. Характер. Человек обычно не испытывает большой радости от необходимости запомнить определенный объем информации, это не в его характере. Т.е. характер «противится» зубрежке, мешает ее нормальному прохождению.

В результате можно сделать вывод:

Сознание – буфер между внешним миром (ВнМ) и подсознанием (ПС):

  • в направлении «ВнМ - ПС»: ослабляет влияние ВнМ, не дает его воздействиям произвести большие изменения в структуре личности - сознание в роли воли;
  • в направлении «ПС - ВнМ»: корректирует желания, решения ПС в соответствии с культурными, правовыми и другими нормами – сознание в роли совести;

Отсюда можно сделать предположение о некоторых составляющих сознания:

  • характер, как совокупность оценок действиям;v
  • совесть, как внутренняя совокупность внешних норм;
  • воля, как преграда к внешнему воздействию;

Здесь воля стоит на направлении «ВнМ – ПС», совесть – «ПС – ВнМ», а характер является связующим звеном между ними, определяя влияние и содержание обоих.

Построим на основании вышесказанного структуру сознания, как буфера между ВнМ и ПС:

Память

Вопрос организации памяти является очень важным с точки зрения работы системы, т.к. он во многом определяет функционирование системы. Он тесно связан с вопросами функционирования и организации данных.

Модель памяти (МП) служит для определения динамики элементов, а именно, правила их занесения в память (запоминание), продвижения по ней (забывание) и их удаление. Это три основные функции, которые должна обеспечивать МП.

Общий механизм функционирования МП следующий: элемент начинает свой путь с активной точки (АТ) – начальной точки памяти. Далее, в процессе функционирования, элемент продвигается в направлении конца памяти с отрицательным ускорением, т.е. с замедлением. Когда он достигает конца, то происходит его удаление из памяти.

Перейдем непосредственно к рассмотрению МП, которую назовем конусообразная МП (КОМП), т.к. ее геометрическая интерпретация напоминает конус.

Элемент, попадая в базу знаний (БЗ), проходит путь SК с ускорением а0 по закону:

где

S – пройденный элементом путь;
SK – максимальная длинна пути (МДП), является общим для всех элемейтов и определяет емкость памяти;
t – время существования элемента;
a – коэффициент динамичности элемента (КДЭ), является индивидуальным для каждого элемента и определяет его динамику в БЗ, т.е. время прохождения им пути SK;

При S > mK SK (где mK ® 1-0) элемент удаляется из памяти.

Вид данной функции:

Рассмотрим основные зоны памяти:

0.. S0 – сверхоперативная память (СОП);
S0.. S1 – оперативная память (ОП);
S1.. S2 – долговременная (основная) память (ДВП);
S2.. S3 – резерв памяти; если верить ученым, то у человека он составляет 40-60% от общего объема памяти;

и ее узловые точки:

S0 = m0 SK – граница СОП (m0 ® 0+0 – коэффициент, определяющий границу СОП);
S1 = a – граница ОП; определяется точкой соприкосновения касательной к графику функции, проходящей под углом в 45 градусов к оси t, с самой функцией. Получение данного значения не привожу, т.к. любителям математики не составит труда получить его самостоятельно (заодно и проверить), а не любителям оно не нужно.
S2 = mK SK – пороговое значение памяти (ПЗП);
S3 = SK – конечное (граничное) значение памяти (КЗП);

Из записанного видно:

  1. Граница оперативной памяти зависит от коэффициента динамичности элемента, а граница сверхоперативной памяти, пороговое и конечное значение памяти – от максимальной длинны пути (или, граница ОП зависит от КДЭ, а СОП, ПЗП и КЗП – от МДП).
  2. Диапазон значений КДЭ: m0 SK < a < mK SK

Геометрическая интерпретация модели:


Где N (S) – число элементов при сечении S, т.е. на модели количество элементов с одинаковым значением S пропорционально площади сечения фигуры.

Здесь параметр a эквивалентен углу между высотой фигуры (показана пунктиром) и прямой, соединяющей вершину с элементом. Из модели видно, что чем больше данный угол, тем больший путь необходимо преодолеть элементу до конца памяти, и, соответственно, тем больше он затрачивает на это время. Вершина фигуры отождествляет АТ.

Рассмотрим динамику КДЭ:

При занесении элемента в БЗ ему присваивается начальное значение КДЭ, которое зависит от множества параметров, таких как эмоциональное состояние, усилие запоминания и др.

При вызове элемента модифицируется его значения пройденного пути и КДЭ – это уже вопросы функционирования системы.

Важным в КОМП является вопрос о времени (t). Если сделать его зависимым от физического времени, то необходимо правильно определить масштабный коэффициент ( t = kM tФ, где tФ – физическое время), так, чтобы избежать переполнения памяти или ее быстрой очистки. Можно предложить зависимость времени от поступающих в память элементов. Такой способ является более сложным, но обладает рядом преимуществ перед первым.

Здесь за единицу времени принимается занесение элемента в АТ. Элемент заноситься в АТ при вызове его из памяти или помещении из вне в память.

Функционирование

Концепция активной точки

Концепция активной точки (КАТ) определяет функционирование системы и тесно связана с КОМП и организацией данных.

В центре поля зрения системы находится элемент, лежащий в окрестностях активной точки АТ (максимально приближенно). Напомню, что АТ – вершина фигуры КОМП. На рассмотрение данного элемента отводится максимум ресурсов. На элементы, более удаленные (S больше), ресурсов затрачивается меньше. По мере удаления элемента от АТ, его ресурсы уменьшаются, и при преодолении границы СОП они падают до нуля.

Динамика ресурсов происходит по закону:

Где:
S – пройденный элементом путь;
R – отводимые на его рассмотрение ресурсы;
KR – коэффициент, определяющий скорость падения ресурсов (СПР);
S0 – граница СОП (сверх оперативной памяти).

Здесь СПР зависит от коэффициента, определяющего границу СОП так, чтобы при подходе элемента к этой границе его ресурсы падали до минимума:

Где Rmin - минимальное значение ресурсов, которое принимается за нуль.

Мы рассмотрели закон, определяющий КАТ. Запишем его вербально:

Ресурсы, отводимые на рассмотрение элемента обратно пропорциональны его расстоянию до АТ.

Для рассмотрения элемента, его необходимо поместить в СОП, поближе к АТ. Ресурсы (время, усилие), затрачиваемые на это, зависят от его расстояния до АТ.

Встает вопрос о ресурсах: что это? Давайте разберемся.

  1. Когда элемент находиться в АТ, то все его связи считаются активными, и для вызова элемента, связанного с ним достаточно одного действия – поместить этот элемент в АТ.
    Для вызова произвольного элемента необходимо пройти цепочку связей между ним и активным элементом АЭ.



  2. Допустим, мы рассматриваем некоторый объект. Объект – это система понятий, экстенсивных фреймов – свойств объекта, которые для конкретного имеют определенные значения. Так вот, при рассмотрении объекта мы заполняем слоты свойств объекта. На определение значений различных свойств (вызов их из памяти) требуется различные затраты ресурсов. Но для конкретного объекта ресурсы ограничены, т.е. в единицу времени выполняется ограниченное число вычислений по определению значений свойств объекта.

Под ресурсом понимается число логических выводов, производимых в единицу времени, например за одну секунду. Получаем единицу измерения ресурсов – количество логических выводов в секунду (ЛВС – термин взят из языка Пролог). Т.е. ресурс – количество ЛВС, выполняемых применительно к данному объекту (элементу).

За единицу времени мы тратим ресурсы на несколько элементов, поэтому имеет смысл говорить об общих (суммарных) ресурсах – общее количество ЛВС – показатель, характеризующий текущее состояние системы. Назовем его числом полных ЛВС – ПЛВС. Можно определить некоторый средний показатель ПЛВС системы, характеризующий ее текущее развитие.

При вызове элемента в СОП его КДЭ модифицируется по некоторому закону. Можно предложить такой:
Где
         R – ресурсы, затрачиваемые на элемент;
         KAR – коэффициент модификации;

Т.е. в каждый момент времени пребывания в СОП его КДЭ наращивается до какого-то максимального значения. Необходимо также определить уменьшение КДЭ, например, на некоторую величину за каждый момент времени пребывания в ДВП.

Латентное функционирование

Человек, в отличие от компьютера, без труда решает такие задачи, как поиск пути от начальной точки к конечной. Думаю это вызвано:

  1. Часть вычислений остается скрытой – лантентное функционирование (ЛФ)
  2. Обработка вероятностной информации

    Попытаемся объяснить это так: человек охватывает за раз не точку, а отрезок (площадь, объем) информации, а анализ внутри него – ЛФ. В результате анализа ЛФ определяются вероятностные оценки.

    Отличительной особенностью ЛФ является то, что оно не засоряет память.

    Поясним на примере: мы без труда найдем максимум из нескольких чисел, можно сказать – «одним взглядом». Хотя на уровне ЛФ выполняются исключительно попарные сравнения.

    На латентном уровне все сводится к задачам типа: арифметические операции с цифрами, сравнение цифр и др., т.е. к задачам, которые не разбиваются на подзадачи и их решение известно и храниться в памяти в виде таблиц.

    Так мы приходим к идеи о многоуровневом функционировании.

Многоуровневое функционирование

Идея многоуровневого функционирования или МУФ, заключается в условном разбиении функционирования системы на отдельные уровни. Рассмотрим их:

  1. табличный
  2. задачи типа сравнения троек чисел
  3. задачи типа умножения двухзначных чисел

И т.д.

Положение уровня определяется объемом используемой памяти. Так для первого уровня память не требуется, т.к. решения известны – это ланцетный уровень. Для второго объем используемой памяти минимальный, поэтому он также достаточно скрытен. И т.д.

Под объемом памяти понимается объем промежуточной (буферной) памяти (БП) для хранения как текущего, так и конечного результата, который также определяет величину отводимых ресурсов.

Каждый последующий уровень сводится к системе предыдущих – в этом заключается принцип дифференциального функционирования (ПДФ), который составляет основу для МУФ.

При большом количестве вложенных уровней, и, как следствие, большом объеме БП, человек использует внешнюю память, например бумагу.

Далее подробнее рассмотрим иерархию уровней функционирования:

Мы выделили три основных уровня:

  1. Уровень логики
  2. Уровень фантазии
  3. Уровень философии

Еще раз подчеркну рекурсивность данной структуры, т.е. основание последующих уровней на предыдущих, и ее непрерывность.

Принцип военной организации

Принцип военной организации или ПВО заключается в использовании некоторых особенностей военной структуры образования для правил функционирования системы. ПВО позволит решить такие вопросы функционирования, как ПДФ, функционирование в пределах заданных целей, многоуровневое функционирование и другие.

Система ВО (военной организации) имеет иерархическую структуру. Уровень иерархии соответствует абстракции решаемых задач и определяет энтропию поля возможных действий (ПВД).

Возможности высших уровней определяются системой возможностей низших. Из этого следует, что малое изменение возможностей низших уровней приводит к большим переменам вверху – правило рычага. Т.е. можно сказать, что низшие уровни – основа всей системы.

Особенности функционирования:

  1. На i -том уровне поставленная задача разбивается на подзадачи i+1 уровня, где они и подлежат выполнению. Однако часть задач решается непосредственно на текущем уровне.
  2. Разбиение задачи на подзадачи не является однозначным, т.к. может существовать несколько вариантов такого разбиения – ПВД уровня. Действительное разбиение определяется, исходя из целей текущего уровня, его ограничений и других причин – назовем это влиянием состояния уровня на процесс функционирования. В результате проводится некоторая оптимизация подзадач по критерию уровня – уровневая оптимизация.
  3. Существование обратного потока информации (ОПИ). Информация о решении задач i+1 уровня передается на i –тый уровень, где она систематизируется в единое целое. При рассмотрении недалеких друг от друга уровней данный процесс может носить итерационных характер и напоминает систему с обратной связью.

Здесь контур корректировки охватывает минимальное число уровней.

Если взглянуть на ПВО с абстрактной точки зрения, то возникает вопрос, может ли человек создать систему, аналогичную его внутреннему строению, но в глобальном масштабе, используя людей и их отдельные группы, как элементы данной системы. А не является ли этим армия?

Фрактальные цели

При рассмотрении ПВО может возникнуть интересная идея:

Разобьем условно наше мышление на три уровня: подсознание (1), сознание (2) и суперсознание (3).

Подсознание остается для нас скрытым, т.е. мы не замечаем его деятельности – ЛФ. Деятельность сознания – это наше функционирование в процессе бодрствования. И, наконец, суперсознание – оно определяет характер, цели, модели поведения, и является для нас преимущественно недоступным.

Получается, что нами фактически руководит суперсознание, которое само остается скрытым. А что, если наше суперсознание является подсознанием (или его частью) для некоторой другой личности иного плана. Или наше подсознание – суперсознанием?

Данная идея напоминает учение К. Юнга1 о коллективном бессознательном.

Скажем, система суперсознаний отдельных коалиций людей образует подсознание. Тогда мы являемся производными более абстрактного существа.

Хочу заметить, что если иметь возможность манипулирования нашим суперсознанием, даже просто задавать исходное состояние, то можно программировать развитие как отдельных личностей, так и групп в целом на некоторый период времени.

Идея пугает своим безумством, однако из нее можно извлечь некоторую пользу:

  1. В ПВО i-тый уровень является сознанием, i-1 - суперсознанием, i+1 - подсознанием;
  2. Задачи, приходящие на i-тый уровень допускают некоторую девиацию цели (ДЦ), т.е. отклонение от нее. В вербальной форме это выглядит следующим образом: обязательно так, желательно так, можно так и т.д.

Перейдем к геометрической модели.

Пусть имеется некоторая цель. Допускаются отклонения от нее, которые определяются ДЦ. Все это можно отобразить в виде конуса, где оригинальная цель – его высота, а ДЦ – угол a между высотой и боковой поверхностью конуса, площадь основания определяет ПВД. Назовем данный конус целевым (ЦК – целевой конус).

При этом отклонение от цели распределяется по нормальному закону.

Взаимосвязь ДЦ и a : , причем диапазон изменений для ДЦ = 0..1, а для a = 0..90 градусов.

С этой точки зрения функционирование выглядит следующим образом: мы имеем исходный конус, определяемый поставленной задачей и ДЦ. Задача разбивается на n подзадач следующего уровня. В результате, внутри исходного конуса строится цепочка из n конусов, где каждый определяет этап выполнения задачи (т.е. подзадачу). Причем вершина первого конуса совпадает с вершиной исходного, а основание последнего – с основанием исходного. Точка соприкосновения вершины i+1 конуса и основания i конуса определяет конечный вариант выполнения i задачи текущего уровня. Далее, внутри каждого ЦК текущего уровня строится новая цепочка из конусов следующего уровня по тем же правилам. И т.д., пока не будут достигнуты элементарные подзадачи, для которых не существует вариантов выполнения.

Замечания:

  1. Уровень абстракции ЦК (т.е. его уровень вложенности) определяет уровень иерархии в ПВО отождествляемой задачи. Так, исходный конус соответствует верхнему уровню иерархии.
  2. При уменьшении уровня иерархии подзадач наблюдается тенденция уменьшения угла a до нуля, т.е. вырождение конуса в отрезок.

Попытаюсь подобрать аналогию: цикл конусов от нижней подзадачи к верхней напоминает русские матрешки или типичную фрактальную структуру. Мы выстраиваем самые крупные матрешки в цепочку. Дальше, внутри каждой из матрешек, строим новую цепочку из фигур меньшего размера. И т.д.

Вспомним о таких понятиях, как «Я» и характер. В данной модели «Я» определяет ЦК, а характер - путь внутри него (т.е. отрезок, соединяющий вершину ЦК с основанием). При этом можно наблюдать относительность данных понятий, так как путь внутри исходного ЦК состоит из цепочки вложенных ЦК. Т.е. то, что для одного уровня является характером, для другого определяет «Я».

Язык

Основные функции языка

1) Общение
2) Мышление
3) Хранение информации

Как видно из рисунка, язык определяет не только возможности по общению, но и мышление. Общеизвестный факт – чтобы освоить язык, необходимо научится думать на нем.

Диалектика языка

  1. Эмоциональный язык (ЭЯ). Общение осуществляется посредством обмена эмоций. Мышление соответственно тоже на уровне эмоций. Слабая логика. Память на уровне условных рефлексов.
  2. Язык жестов (ЖЯ). Отдельным понятиям присваиваются собственные жесты. Возможности общения, мышления памяти повышаются.
  3. Лингвистический язык (ЛЯ). Каждый жест получает собственный набор звуков – слова. Далее, путем интеграции имеющихся слов, получаются новые. Здесь все основные функции языка имеют сравнительно высокую эффективность.
  4. Новый язык. Пока не используется.

Мета язык

Подчеркну еще раз: язык во многом определяет как тип нашего мышления, так и его возможности.

Попытаемся представить, какой же будет следующий язык. Для этого необходимо выделить основные закономерности из вышеперечисленных языков:

  • каждый следующий уровень базируется на предыдущем, является его новым этапом;
  • при переходе на новый уровень языка повышается уровень всех функций языка;
  • используется либо новый орган общения, либо новые возможности используемого;
  • используемый орган модифицируется, т.е. получает новые возможности;

Поиск нового языка можно начать с поиска органа, позволяющего общаться на новом уровне. Моя версия – это мозг.

Представим себе, что мы научились общаться путем обмена мыслей. В начале мы будем общаться путем передачи слов, так сказать, по старинке. Затем, в некоторых ситуациях, окажется, что удобнее передать некоторую картинку, изображение чего-либо, или даже простенькую анимацию...

Как известно, кинофильм и книга в некоторой степени эквивалентны. У каждого есть свои плюсы и минусы. Однако скорость передачи информации в первом случае значительно выше.

Далее рассмотрим сравнение. При анализе числового ряда на поиск максимума, человеку приходится последовательно перебирать все числа, запоминая текущее максимальное. Однако если представить данный ряд в виде столбчатой диаграммы, то максимум определяется практически мгновенно. Т.е. скорость обработки информации, выраженной графически намного выше.

При анализе информации, представленной графически, решение обычно найти гораздо проще, чем при вербальном описании.

Довольно сложной задачей для лингвистического языка является описание какой-либо обстановки, ситуации, места и др. Однако при графическом представлении такая информация передается более наглядно, понятно и быстро.

Существует эффективный метод запоминания какого-либо действия, которое нужно будет совершить в дальнейшем. Для этого надо представить себе это действие, как оно выполняется, а также ситуацию, в которой его необходимо выполнить. Тогда, при возникновении данной ситуации в памяти всплывет напоминание о действии.

Обобщим некоторые преимущества представления информации в графическом виде перед вербальным:

  1. Больший объем оперируемой информации (если при вербальном представлении мы оперируем байтами, то при графическом это будут уже сотни килобайт и выше);
  2. Большая скорость передачи информации;
  3. Более наглядное представление информации;
  4. Гораздо проще поддается обработке;
  5. Позволяет найти более оригинальные решения за меньшее время;

Я думаю, уже становится понятно, к чему я все это веду. Да, это графический (художественный, образный и т.д.) язык – метаязык (МЯ). Язык, обладая которым человек получит новые, колоссальные возможности. Скорость обмена информации возрастет в несколько раз. Значительно расширятся возможности мышления, которое перейдет на новую ступень. Изменятся мировоззрение, наука, искусство, культура. Получим новый тип человека – Homo Super.

А надо для этого всего лишь уметь обладать парапсихологическими возможностями, желательно использовать часть резерва мозга (так как возрастет объем оперируемой информации), да интеллект повыше.

Конечно, сначала это будет синтез с лингвистическим языком в пользу последнего. Однако постепенно будет осуществляться переход на новый уровень. Так, будет повышаться детализация объектов, расширится палитра цветов. Эмоции начнут передавать цветовыми гаммами. Повысится реалистичность, трех мерность. Шаг за шагом, человечество полностью перейдет на новую ступень своего развития.

Хочу добавить, что предпосылки (хотя и не очень явные) для возникновения нового языка имеются.

Интересное замечание: человек практически каждый день, а вернее, ночь, пользуется описанным метаязыком, в частности, производит на нем размышления. Это ни что иное, как сон. И более упрощенный, но и более контролируемый вариант – так называемый процесс мечтания, особенно перед сном. Почему? В таких ситуациях мозг занят минимум обработки внешней информации, которая занимает основной процент мозговой активности. Т.е. мозг максимально разгружен, и его ресурсов оказывается вполне достаточно для простого мышления. А, как всем известно, Д.И. Менделеев во сне открыл знаменитую периодическую систему элементов, которая является довольно оригинальным решением.

И в заключение хочу заметить, что фантастами (за малым исключением, например – В. Головачев) было упущено такое важное обстоятельство, как развитие языка. В самом деле, описывая сверхразвитую цивилизацию с далеко ушедшей наукой, техникой, они считали, что язык практически не изменился. Общение, мышление продолжало происходить на лингвистическом уровне. Однако новые этапы развития цивилизации требуют новшеств в самых основополагающих аспектах человеческого бытия, одним из которых является язык.

Вывод: повышение уровня используемого языка способствует резкому повышению возможностей системы, можно сказать, переводу ее на новый уровень развития.


1ЮНГ Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности.