новости  материалы  справочник  форум  гостевая  ссылки  
Новости
Материалы
  Логические подходы
  Нейронные сети
  Генетические алгоритмы
  Разное
  Публикации
  Алгоритмы
  Применение
Справочник
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О сайте
 

9. Объекты высших порядков

* * *

В отличие от содержимого предыдущих глав, основанного на доказательствах, нижеследующий материал имеет характер гипотез. Но поскольку он служит для 1-й части необязательным дополнением, все написанное выше полностью сохраняет свою силу в случае его ошибочности.

* * *

А существуют ли вообще эти самые объекты высших порядков? А если и существуют, то что собой представляют? И какова общая картина мира? Эти и множество других подобных вопросов неизбежно возникают когда мы хотим выйти за рамки того что видим и чувствуем и хотим знать сверх этого. Такая ситуация хорошо известна создателям новых физических теорий и выход из нее - тоже. Выходом служит создание общей физической картины мира, справедливость которой подтверждается или опровергается опытными данными. Но мы пойдем другим путем. И вот почему. Из теории объекта класса 3.3 вытекает что для построения внутреннего мира, являющегося полным аналогом внешнего, недостаточно информации рецепторной матрицы. Ее хватает только для описания диапазона внешнего мира, его части. Та же ситуация повсеместно распространена и в создании физических теорий - все они имеют рамки применимости. Поэтому ни одну из них (включая и ОТО) нельзя использовать для описания мира в целом. Но вернемся к нашим объектам. Кроме ограничения, накладываемого незнанием общей картины мира, существует еще одно. Как известно, любая теория основывается на постулатах, с которых путем логических построений и создается все остальное. Но и постулаты и логика - это те же самые знания, т.е. объекты 2-го порядка. Поэтому любые теории точны только в мире объектов 2-го порядка. Применительно к объектам 3-го порядка выводы теорий могут носить только вероятностный характер. Даже вероятность выполнения постулатов - столпов теорий - в таких условиях всегда меньше 1. Что касается принципа деления объектов Мира на порядки, рассмотренного еще в самом начале, то он остается в силе, поскольку выбор объектов, их свойств и способов работы с ними производится произвольным образом. Рамки его применимости ограничиваются знаниями о Мире того, кто его использует. Поэтому принцип деления объектов Мира на порядки каждый видит по-своему. Из-за этого для практического использования этого принципа (т.е. построения на его основе теории) приходится определенным образом постулировать структуру порядков объектов, как например это было сделано нами для объектов 1..3 порядков. Ну а раз есть постулаты, то есть и ненулевая вероятность их ошибочности, подобно тому как неверной бывает не математика, а математическая модель. Таким образом очевидно что без знания общей картины мира нам не обойтись. Где ее взять вы уже, наверное, догадались. Основная концепция наших рассуждений будет основываться на религии. Конечно это ненаучно и несерьезно и даже как-то вызывающе (подумать только - искусственный интеллект, верх совершенства техники, якобы уходит своими корнями в какое-то там верование!). Что ж, все это так. Поэтому перед тем как печатался этот документ была создана теория, основывавшаяся всего на 2 постулатах:

1. Принцип непрерывности.
Утверждает что для любого рассматриваемого объекта A существует частный случай в виде объекта B и общий в виде объекта C. Между любыми двумя объектами B и C всегда существует объект A. Иначе говоря в Мире нет "белых пятен" - пустых мест, в которых ничего нет.

2. Принцип экстремумов.
Для любого типа объектов имеется некая единственная совокупность присущих ему характеристик, обладая которой он является наиболее эффективным по сравнению с однотипными ему объектами. При этом при переходе от более низкоорганизованного типа объектов к более высокоорганизованному типу наблюдается смещение точки экстремума в сторону старших объектов, а сам экстремум становиться более ярко выраженным.

Так вот, из этих постулатов вытекает и существование объектов высших порядков (4 и далее), и невозможность создания объектом n-го порядка другого объекта n-го порядка, и уникальность объектов начиная с 4-го порядка, и двойственная структура человека (сочетание 3-го и 4-го порядка), и то что объект 4-го порядка в человеке и наша Вселенная - разные вещи и многое, многое другое. Как нетрудно видеть, пункт "Преемственность объектов" - прямое следствие этих постулатов.

Можно было бы конечно описывать и развивать эту теорию подробнее. Только вот... зачем? Взяв в качестве стартовой точки другие постулаты можно прийти к другим моделям мира, не противоречащих при этом наблюдаемым фактам. Таким образом постулаты - это отображение не действительности, а мировоззрения их автора. Поэтому и было решено не морочить читателю голову лживыми и ограниченными "правилами игры" а сразу дать ему конечный результат. Так будет и правильнее и честнее.

Суть дальнейших рассуждений основывается на следующем. Существуют объекты высших порядков, они способны создавать и управлять объектами более низких порядков (но не равного, а тем паче большего) и представляют собой отдельные, автономно существующие и притом уникальные, непохожие один на другой миры. Это как бы параллельные Вселенные. Наша Вселенная стоит на границе перехода между 3-м и 4-м порядком. Это дает возможность другим объектам 4-го порядка (душе человека в частности) неограниченно глубоко влиять на ход событий внутри нее, но не позволяет изменить ее суть в целом. Вот как бы и все, что потребуется нам применительно к проблеме ИИ.

Ежели вы, драгоценный наш читатель, со всем этим согласны - читайте дальше. Ежели вы - устоявшийся атеист и ни за что на свете не согласитесь на другое, все равно советуем прочитать, т.к. дополнительная пища для ума еще никому не мешала (в каждой сказке - доля истины).

9.1. Объекты класса 3.3.2 и 3.3.3

Начнем с самого "крамольного" - двойственности человека. Как уже говорилось, сия двойственность проявляется в том, что с одной стороны человек - это объект 3.3, а с другой - объект 4-го порядка. Зачем "нужен" объект 4-го порядка? В конце предыдущего параграфа возник парадокс - неизвестно откуда взялись абстрактные знания в голове человека. Теперь мы можем ответить - это продукт стороннего воздействия на мозг человека его души - объекта 4-го порядка. В связи с чем новый вопрос - зачем? Пока что можем предложить только одну правдоподобную версию: цель воздействия других объектов 4-го порядка на нашу Вселенную кроме всего прочего содержит и то, что каждый такой объект стремится переделать ее на свой лад. Однако сделать это не так-то просто: влияние стороннего объекта 4-го порядка на нашу Вселенную мало (как-никак, а Вселенная это почти что 4-й порядок!). Как быть? И вот что было придумано. Влияние объекта 4-го порядка мало (то что это так и сомневаться не приходится - вон сколько спорили есть душа или нет), изменить Вселенную в целом он явно не может, но он может изменить вероятность протекания процессов находящихся в состоянии неустойчивого равновесия в выгодную для себя сторону (это также может быть связано с локальными изменениями природных законов случайного распределения - см. пункт "Время. Квазирекурсия в средах существования объектов класса 3.3"). Теперь дело за малым - нужен механизм который преобразовывал бы эти еле уловимые изменения в мощное воздействие на Вселенную! Иными словами усилитель. Внутри усилителя искусственно создается область заполненная объектами в неустойчивом равновесии и хорошенько изолированная от влияния окружающей среды. Объект 4-го порядка изменяет вероятность протекания процессов в этой области таким образом, что в результате усиления они приводят в движение эффекторы усилителя, а те в свою очередь меняют положение вещей в нашей Вселенной.

Что же лучше всего подходит на роль такого чудо-усилителя? Конечно же объект 3-го порядка, а точнее 3.3 (есть подозрения что объекты 4-го порядка могут брать за основу и 3.1 с 3.2). Он не только усиливает процессы, протекающие в его мозге во многие миллиарды раз, но и заботиться о его защите, автоматически отсеивает информацию-мусор на входе в мозг (через 3.2), автоматически строит и развивает внутренний мир и т.п. В общем автоматически выполняет всю "нетворческую" работу, оставляя тем самым объекту 4-го порядка больше сил на то, ради чего он ему и нужен - творить неизведанное. Вот только где? В какой области мозга? В памяти 3.2 нельзя - нарушишь его работу, т.к. объект 4-го порядка создает нечто новое, не имеющее аналогов во Вселенной. По той же причине нельзя затрагивать под область неустойчивых объектов и внутренний мир. Поэтому в объекте 3.3 создается совершенно новая область - т.н. область АЛЬТЕРНАТИВНОГО МИРА. Альтернативный мир не нужен в обычном объекте класса 3.3, он создается специально для объекта 4-го порядка. Это и есть 2-я модификация объекта класса 3.3 - 3.3.2.

Как устроен альтернативный мир? Конструктивно он сложнее внутреннего - так как изменения в нем производятся объектом 4-го порядка, то стало быть появляется возможность моделирования не только объекты 2-го порядка, как во внутреннем мире, но и 3-го. Вообще "моделирование" - неудачный термин. Альтернативный мир потому так и называется, что служит для создания мира, не уступающего реальному, внешнему. В альтернативном мире объект 4-го порядка создает собственный мир, собственную вселенную. Но создать - полдела. Надо еще это как-то перевести во внешний мир. Напрямую, как это делается с внутренним миром, бесполезно - альтернативный мир на то и альтернативен, что отличается от внешнего основополагающими принципами, делающими невозможным его прямолинейный перенос в реальность. Ну а "криволинейный" перенос?

Это запросто. Сделаем так. Проведем ПАРАЛЛЕЛИ - связи между похожими явлениями внутреннего и альтернативного миров. А затем так будем развивать события во внутреннем мире, что они станут похожими на аналогичные события в альтернативном. Потом все это естественно переносится и на внешний мир. Внутренний и альтернативный мир находятся в тесной взаимосвязи даже без влияния объекта 4-го порядка. Должен существовать некий "мост" - устройство их связи. С его помощью изменения во внутреннем мире отражаются на альтернативном и наоборот, на его же основе работают и параллели. Таким образом альтернативный мир - это фактически вторая цель, диктуемая объектом 4-го порядка. Кто из них сильней? Настоящая, исходная, цель объекта 3.3 или альтернативная? Вспоминая людей (психически вполне здоровых), которые шли даже на смерть во имя своих идей, сложно сказать. К слову говоря, нет принципиальных ограничений на изменение объектом 4-го порядка и исходной цели, скорее всего она тоже меняется. Возможно также и ситуация, когда одним и тем же объектом 3-го порядка управляют несколько объектов 4-го порядка. В этом случае поведение объекта 3-го порядка будет в основном определяться влиянием наиболее мощного (мощных) объектов 4-го.

Так работает 2-я модификация объекта 3.3. Осталась еще одна: 3.3.3. Как ясно из сказанного слабое место системы с альтернативным миром - его связь с реальностью. Чем больше развит альтернативный мир, тем меньше будет удельное число параллелей между ним и внутренним миром. Образно говоря мало быть умным, нужно еще быть и сильным - уметь воплощать придуманное. И т.к. все "естественные" пути воздействия на внешний мир уже исчерпаны, то остается одно - уже непосредственно во внешнем мире через эффекторы объекта 3.3 искусственно создавать области с неустойчивыми объектами. Это позволит объекту 4-го порядка изменять их, а тем самым пройдя через цепочку рецепторы->память 3.2->внутренний мир эти изменения станут чрезвычайно похожими на свои аналоги из альтернативного мира. Суммарная степень воздействия объекта 4-го порядка на Вселенную станет при этом еще больше.

Очевидно что степень развития альтернативного мира при этом должна быть гораздо выше чем в предыдущей модификации ввиду того что создавать упомянутые области во внешнем мире гораздо сложнее чем в альтернативном. Поэтому, дабы не тратить понапрасну силы объекта 4-го порядка, вначале нужно попытаться выжать все возможное из связки "внутренний мир - альтернативный мир". Не следует думать что создание неустойчивых областей не оправдано ввиду того что якобы можно увеличивать и уменьшать вероятность протекания процессов теми же эффекторами (ведь смогли же сделать эту область неустойчивой). В мире существует множество явлений, ход которых невозможно изменить одним только "механическим" путем. Влияние эффекторов позволяет лишь приближать кривую вероятности к некоторой асимптоте, но никогда не сможет ее преодолеть. И только влияние объекта 4-го порядка позволяет создать своего рода "туннельный эффект". Эффекторы только подводят область к нужному состоянию, чтобы затем объект 4-го порядка создал в нем управляемое поле вероятности.

Как видим 3-я модификация наиболее полно отвечает требованиям объекта 4-го порядка. Почему же мы до сих пор не видим ничего подобного в мире людей? Скорее всего от того, что объекты 4-го порядка подобно объектам 2-го и 3-го неодинаковы по своему могуществу. К ним также применимо деление на уровни, поэтому одни из них сильнее воздействуют на нашу Вселенную, другие - слабее. Душа человека - в числе низкоуровневых. Следствием этого является слабое ее влияние на окружающий мир. Оно становиться заметно только при прохождении больших интервалов времени, наиболее яркое доказательство которого - возникновение техногенной среды и абстрактных знаний. Их развитие шло на протяжении тысячелетий и оба они - порождение альтернативного мира. Второй преградой служит слабость собственно человеческого мозга и ограниченная продолжительность жизни, не позволяющая построить сложный альтернативный мир. Человек вообще первая реально работающая конструкция объекта класса 3.3 во 2-й модификации. Какое уж тут управляемое поле вероятности - альтернативный мир-то пока представлен в виде объектов 2-го порядка!

Так как пока до конца неясна детальная конструкция объекта 3.3 в 1-й модификации, пока преждевременно обсуждать его конструкцию во 2-й, а тем более в 3-й модификации. То что они реально существуют почти бесспорно, но вернуться к вопросу их устройства можно будет лишь после появления первого работающего образца простейшего объекта класса 3.3.

Рассмотрим теперь вопрос о том, что будет происходить с объектом 3-го порядка при повышении уровня и вопрос о взаимодействии с ним объектов 4-го порядка.

Если наша Вселенная - частично объект 4-го порядка, то она также должна оказывать влияние на объекты 3-го порядка, выражающееся в самопроизвольных случайных изменениях (несомненно связанных в т.ч. и с изменениями устоявшихся законов случайного распределения - см. пункт "Время. Квазирекурсия в средах существования объектов класса 3.3") различных блоков объекта 3-го порядка. В первую очередь это, естественно, касается альтернативного мира как наиболее подверженного случайным изменениям. Затем идет цель и связи с ней (обслуживающие объект U - см. схемы объектов 3.1 и 3.2). Цель и сопутствующие связи не подвержены влиянию эволюционного процесса. Поэтому, несмотря на значительный запас прочности, с течением времени масса накопившихся случайных изменений приведет объект 3-го порядка в неработоспособное состояние (точнее говоря работать-то он будет, но далеко не так как планировали его создатели). Назовем это влияние ФОНОВЫМ ЭФФЕКТОМ. Это значит что цель у предоставленного самому себе объекта 3-го порядка с течением времени начнет изменяться. И чем выше будет уровень объекта 3-го порядка, тем сильнее будут заметны такие изменения. Единственным способом противостояния фоновому эффекту может быть только другой объект 4-го порядка, "поселившийся" в объекте 3-го порядка. Из-за фонового эффекта объект 3-го порядка большого уровня становится непредсказуемым. Если же он содержит в себе влияние объекта 4-го порядка, то он также непредсказуем, поскольку каждый объект 4-го порядка уникален, а следовательно предсказать его поведение невозможно.

Очевидно что фоновый эффект оказывает влияние абсолютно на все объекты нашей Вселенной, независимо от того какой у них порядок - 1-й, 2-й или 3-й. Но в условиях объектов 1-го и 2-го порядков он проявляется очень слабо, т.к. порождаемые фоновым эффектом спонтанные случайные изменения очень слабы и малочисленны. Совсем по-другому обстоит дело с объектами 3-го порядка, особенно класса 3.3. Ничтожные изменения в альтернативном мире или цели, усиленные во многие миллиарды раз, придают в конечном итоге эффекторам уже весьма ощутимые отклонения. А значительный, в пределе неограниченный, срок работы объектов 3-го порядка делает вероятность возникновения таких изменений близкой к 1. При этом не следует забывать что эффекторами, помимо всего прочего, поддерживается эволюционный процесс. Так что в принципе фоновый эффект способен привести к полной непредсказуемой перестройке всего объекта 3-го порядка.

К счастью человек пока еще очень далек от того уровня, когда фоновый эффект начинает играть заметную роль. Но в будущем, когда появятся большие объекты 3-го порядка, фоновый эффект несомненно будет проявляться гораздо ярче.

Рассмотрим теперь взаимодействие объектов 3-го и 4-го порядков. Возьмем объект 3-го порядка с фиксированным (и не маленьким) уровнем. Если "поселившийся" в нем объект 4-го порядка низкоуровневый, то его влияние будет сравнимо с фоновым эффектом, а может и еще меньше. Это делает бессмысленным его "нахождение" в таком объекте 3-го порядка. Обратная ситуация: уровень объекта 4-го порядка непомерно высок для данного объекта 3-го порядка. Очевидно что объект 4-го порядка в таких условиях явно не сможет реализовать весь свой потенциал наиболее эффективным образом, что также делает такой "симбиоз" не очень-то привлекательным. Так что уровень объекта 3-го порядка должен соответствовать уровню объекта 4-го порядка. Возможно что это еще одна из причин, по которой мы сегодня почти не наблюдаем фактов подтверждающих влияние мощных объектов 4-го порядка на нашу среду обитания.

9.2. Информационные плагины

Как мы знаем из предыдущих глав (см. пункт "процесс построения бесконечного логического домена с заранее заданными свойствами"), домены-посредники между E, R и M в объекте класса 3.3 называются внешними плагинами. Но помимо этих "механических" усилителей рецепторов и эффекторов существует большая группа искусственно созданных устройств, не служащих напрямую цели усиления действий рецепторов и эффекторов человека. Это книги, журналы, газеты и др. объекты 1-го порядка - внешние хранилища информации. Назовем их ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПЛАГИНАМИ. Отличие информационных плагинов от обыкновенных (или внешних плагинов) в том, что они - объекты 1-го порядка, в то время как внешние плагины - объекты 2-го порядка. Кроме прессы к информационным плагинам относятся также все средства массовой инфрмации (поскольку ценность, например, телевизора - объекта 2-го порядка - вовсе не в нем самом, а в изображении и звуке который он дает - физических неоднородностях, являющихся следовательно объектами 1-го порядка), результаты действия компьютерных программ и т.д. и т.п.. Что служит основой информационных плагинов: внутренний или альтернативный мир?

Для ответа необходимо понять зачем вообще нужны информационные плагины и каким образом при помощи объектов 1-го порядка возможно повлиять на свойства внутреннего или альтернативного мира.

Ответим вначале на первую часть вопроса: почему необходимы информационные плагины. Конечно если объект 3-го порядка существует в гордом одиночестве, то никаких информационных плагинов ему, ясное дело, не надо. Вся необходимая информация хранится в памяти подсистемы класса 3.2 и во внутреннем мире, а неограниченное расширение того и другого за счет эволюционного процесса позволяет обходиться без каких-либо внешних расширений. Но в реальности все по-другому: объектов класса 3.3 много и возникают они не одновременно - пока одни только что появились, другие уже успели просуществовать определенное время и, следовательно, детализировать свой внутренний мир. Поэтому открывается многообещающая возможность ускорить продвижение к цели более позднего поколения объектов 3-го порядка за счет того, что они не тратят времени на детализацию внутреннего мира самостоятельно, а пользуются этой информацией в уже готовом виде - копируют ее из внутреннего мира более раннего поколения объектов 3-го порядка. Благо что внутренний мир - это совокупность объектов 2-го порядка, следовательно использование сторонним объектом 3-го порядка заключенной в нем информации принципиально возможно. Особенно эффективен этот метод в случае однотипности объектов 3-го порядка: когда их цели, ЭПЗ и первоначальная степень детализации внутреннего мира одинаковы. Именно такую систему представляет в настоящее время человечество.

Итак, каковы могут быть способы "перекачивания" информации из внутреннего мира объекта 3-го порядка P во внутренний мир объекта 3-го порядка Q? Можно выделить три класса методов, отличающихся пропорцией степени влияния на внутренний мир Q сторонних сил и его внутренних эффекторов. Приведем их в порядке уменьшения доли сторонних сил.

  1. Постоянное - динамическое - влияние эффекторами P на внутренний мир Q. Внутренние эффекторы Q не участвуют в процессе передачи информации.
  2. Внесение в конструкцию P и Q специальных средств для обмена знаниями друг с другом или остальными объектами 3-го порядка, имеющими эти средства. Встраивание средств связи происходит за счет сторонних сил и только однажды - на этапе создания объекта 3-го порядка. Имеет место статическое (одноразовое) изменение объекта 3-го порядка. В дальнейшем вся работа по заполнению внутреннего мира производится внутренними эффекторами.
  3. Создание во внешнем мире Q таких условий, при которых Q сможет быстро приобрести необходимые знания что называется "малой кровью". При этом никаких изменений в конструкции Q и тем более ее динамической коррекции не требуется.

На практике эти методы могут применяться как по отдельности, так и в различных комбинациях.

Первый метод, очевидно, самый полный и наиболее универсальный. Но он же и самый сложный. В пункте "Фундаментальные свойства объектов 3-го порядка" показывается что даже частичное влияние одного объекта 3-го порядка на блоки другого (в т.ч. и внутренний мир) практически неосуществимо в реальности. Он пригоден лишь для объекта P класса 3.3.2 и выше, а точнее - для использующего его объекта 4-го порядка. Поэтому в дальнейшем мы не станем его рассматривать. Что касается оставшихся методов, то в них объект P должен разными путями предоставить свои знания Q. Но это требует от P дополнительных затрат времени, энергии и т.д.. Следовательно процесс передачи знаний может идти только в одном случае: когда Q, приобретая знания P, начинает содействовать достижению цели P. А это условие, в свою очередь, выполняется только когда цель P равна цели Q или включает в себя последнюю в качестве подмножества.

Анализ возможного состава средств информационного обмена из 2-го способа приводит к необходимости наличия следующих 3-х компонент:

  • внешние общедоступные хранилища информации
  • средства для заполнения и извлечения информации из хранилищ
  • стандарт обмена информации, делающий возможным "понимание" объектами 3-го порядка информации, заключенной в хранилищах. А значит и друг друга.

Внешние общедоступные хранилища информации. Информация - это объекты 2-го порядка. Пакет информации - обособленная группа объектов 2-го порядка, или логический домен. Множество таких, объединенных по смыслу, пакетов образуют логические домены более высокого уровня. Они в свою очередь - домены еще более высокого уровня и т.д.. Возникает вложенная структура, наподобие вложенной структуры логических доменов внешнего мира. Получается что отдельно взятое хранилище информации - это часть рассматриваемой вложенной структуры. А сама структура - своего рода ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ. Поскольку каждое из хранилищ информации отображает тот или иной участок внутреннего мира сформировавшего его объекта 3-го порядка, напрашивается соответствие информационного поля и внешнего мира. Так оно и есть, потому что внутренний мир объектов 3-го порядка - это отображение внешнего мира. Информационное поле - это сочетание внутренних миров создающих его объектов 3-го порядка. Своего рода общедоступный внутренний мир.

Средства для заполнения и извлечения информации из хранилищ. Как ясно из концепции информационного поля, эти средства представляют собой рецепторные и эффекторные матрицы работающих с ним объектов 3-го порядка. Аналогично внутренним рецепторам и эффекторам для внутреннего мира. При этом нет нужды заранее указывать рецепторам точки дислокации составляющих информационное поле логических доменов. Объект 3-го порядка определяет что данный логический домен является частью информационного поля, если он состоит из объектов 2-го порядка, аналогичных примененным в т.н. интерфейсном шаблоне. Произвольность местоположения логических доменов информационного поля полностью согласуется с принципами построения логических доменов объектом 3-го порядка.

Стандарт обмена информацией. Это преобразователь произвольного логического домена внутреннего мира в равносильный для информационного поля и наоборот. Конкретные реализации преобразователя очень сложны и многообразны, но исходные принципы их построения одинаковы.

Во-первых, он - объект 3-го порядка, а конкретно класса 3.2 или 3.1. Ведь задача преобразования логических доменов - это задача работы с объектами 2-го порядка. Дополнительно к этому преобразовывать необходимо конкретно взятые объекты 2-го порядка в определенных участках информационного поля или внутреннего мира. Поэтому нельзя использовать 3.3, строящий логический домен в произвольной точке внешнего мира. Наиболее подходящий в рамках объекта 3.3 кандидат в преобразователи - это его подсистема класса 3.2, обслуживающая внутренний мир (управляя работой внутренних рецепторов и эффекторов). После соответствующей доработки она вполне сможет управлять и информационным полем. Во-вторых нужен ИНТЕРФЕЙСНЫЙ ШАБЛОН построения информационного поля (из конечного числа однотипных объектов 2-го порядка), допускающий его неограниченное расширение и возможность записи любой информации. Затем этот шаблон, включающий в себя упомянутые однотипные объекты 2-го порядка, внедряется в каждый объект 3-го порядка на стадии его создания (статическое изменение). Интерфейсный шаблон может быть интегрирован в ЭПЗ и первоначальную детализацию внутреннего мира. Естественно что однотипные объекты 2-го порядка интерфейсного шаблона не должны быть широко распространены в естественных условиях внешнего мира. Т.е. должна быть четкая уверенность что они, и соответственно слагаемые ими логические домены, были созданы искусственно, ибо в противном случае невозможно будет идентифицировать логические домены информационного поля на фоне других логических доменов.

И в-третьих в цель каждого объекта 3-го порядка дополнительно вносится требование время от времени производить заполнение информационного поля своими знаниями (об обратном явлении - использовании готовых знаний можно не заботиться - оно всегда приближает к цели). В принципе это не обязательно, т.к. в течении длительного времени поле может появиться само собой, в результате случайных деяний обладающих интерфейсным шаблоном объектов 3-го порядка, и выгода от участия в его постройке станет очевидной. Но т.к. для этого поле должно быть очень большим, произойдет такое событие нескоро.

Как видим, обмен информацией при помощи 2-го способа вполне реален. Отсутствие необходимости в непосредственном контакте P с Q снимает ограничения на внешний облик Q, его опознавательные особенности. Ведь для P уже нет задачи "узнавать" Q в "лицо" для передачи ему знаний. Второе преимущество - высокая защищенность объектов 3-го порядка от посторонних влияний, поскольку разрушение информационного поля не влечет для них каких-то фатальных последствий.

Однако есть у способа и серьезный недостаток - он требует искусственного заполнения 3.3 интерфейсным шаблоном и коррекции цели. И следовательно в общем случае требуется привлечение объекта 4-го порядка. Конечно при простом копировании 3.3 другим 3.3 (когда нет необходимости как угодно менять любое свойство создаваемого 3.3), как это происходит при размножении живых организмов, объект 4-го порядка нужен только однажды - для заполнения шаблоном первого 3.3. Сложности могут возникнуть потом - если по какой-то причине потребуется изменить шаблон у уже работающих 3.3.

Ну и наконец последний, третий, способ. Его идея заключается в использовании общих для P и Q объектов 1-го и 2-го порядка внешнего мира, играющих в данном случае роль универсального носителя информации. Универсальность возникает оттого, что они могут быть изменены совершенно любым объектом 3-го порядка P. Но независимо от этого сделанные изменения становятся доступными для рецепторов любого другого объекта 3-го порядка Q. Если теперь провести изменения таким образом, что в результате во внутреннем мире Q возникнут процессы, приводящие к порождению знаний, аналогичных тем что находятся во внутреннем мире P, то задача передача знаний будет решена. Таким образом исчезает необходимость в интерфейсном шаблоне и информационном поле.

Принципом работы 3-го способа служат два обстоятельства: цель Q и особенности заполнения внутреннего мира объекта класса 3.3. Вспомним: в процессе формирования внутреннего мира большую роль играют аналогии - когда новые логические домены строятся на основе уже существующих. И если 3.3 уже создавал когда-то логические домены X1, X2, .... то создание нового, более масштабного и сложного логического домена Y, будет протекать намного легче и быстрее если в структуре Y существуют аналогии X1, X2, ..., или еще лучше если один из X1, X2, ... сам является аналогом Y. Зная структуру Y нетрудно вычислить приближенные структуры X1, X2, .... При этом задача передачи знания Y сводится к тому, чтобы каким-то образом заставить Q создать X1, X2, .... Подвести область окружающего Q внешнего мира к состоянию, при котором Xi можно получить сравнительно просто, эффекторам P по силам. Но как добиться того, чтобы Q начал процесс их синтеза? Нужно чтобы это приблизило его к цели.

Таким образом суть метода в том, что в окружающей Q области объектом P создаются условия, при которых приближение Q к цели требует от Q либо незначительных усилий по созданию доменов Xi, либо ведущих к отображению во внутреннем мире Q процесса создания доменов Xi. При создании этой области от P требуется знание решения (структуры Xi), находящееся в свою очередь в его внутреннем мире. Поскольку сложность тестовых доменов Xi может быть гораздо проще чем Y, то следовательно и подготовка для них окружающей Q области внешнего мира будет для P не таким уж и сложным делом. Таким образом создание P "тренировочной" области и затем ее прохождение Q и есть процесс передачи знаний от P к Q. Так мы этот метод и назовем - МЕТОД ТРЕНИРОВКИ. С некоторыми ограничениями он применим и для заполнения памяти объекта класса 3.2. Основной недостаток метода тренировки - необходимость записи в P внешнего облика Q - его опознавательных признаков (объектов класса 2.2 или ниже), дающих объекту P возможность идентифицировать Q на фоне других объектов. Соответственно необходимо поддержание у Q этого облика в узких рамках. Кроме того, как и во 2-м способе, необходима аналогичная коррекция цели P: стремление к передаче знаний. Дополнительно также следует иметь внутри P модель цели Q, чтобы знать синтез каких доменов приблизит Q к цели.

В природе наиболее ярким проявлением метода тренировки служит подражание поведения высших животных друг другу, известным также как стадный эффект. Поскольку во внутреннем мире каждого животного имеются оперативно обновляемые образы себя самого и других ему подобных, то успешное поведение (в плане достижения цели) хотя бы одного из образов - процесс создания им доменов X1, X2, ... - дает ключ к решению схожих задач. Этим явлением пользуются, например, человекообразные обезьяны и касатки во время обучения своего потомства. Стремление к передаче и получению знаний проявляется в виде любопытства, игривого поведения и т.п. проявлений, недостаточно "тупых" для того чтобы быть объясненными проявлением работы генератора случайности. Оно особенно заметно у наиболее развитых животных: дельфинов, собак и т.д..

Нельзя ли упростить процесс передачи знаний, сделав его более универсальным и заодно отказавшись от постоянных "услуг" P (как в методе 2)? Оказывается, можно. И это решается при помощи информационных плагинов.

При построении различных сложных доменов Y1, Y2, ... очень часто возникает ситуация, когда все они могут быть представлены в виде комбинаций ограниченного числа доменов X1, X2, .... Т.е. система, составленная к примеру из X1, X2, X3, полностью определяет глобальные параметры домена Y1. Занумеруем все домены Xi: X1 присвоим номер 1, X2 - 2 и т.д.. Тогда запись "123" будет означать систему из X1, X2, X3. Тогда если система нумерации доменов внутреннего мира объекта 3-го порядка P будет полностью совпадать с системой нумерации Q, то для обмена информацией между P и Q будет достаточно объектов 1-го порядка! Применение информационных плагинов дает немалый выигрыш: созданная изначально при помощи метода тренировки система нумерации не требует в дальнейшем для передачи знаний от P к Q наличия P. Естественно что при большом числе объектов класса 3.3, имеющих общую систему нумерации, выгоды от информационных плагинов еще больше. В дальнейшем мы будем называть систему нумерации системой ИДЕНТИФИКАЦИИ логических доменов внутреннего мира. Как видим, информационные плагины - это простейший вариант интерфейсного шаблона 2-го способа обмена информацией. Но применение для формирования этого шаблона метода тренировки позволяет избавится от основного недостатка 2-го способа - необходимости заранее заполнять интерфейсным шаблоном объект класса 3.3. Заполнение шаблона и его оперативное обновление идет автоматически, а весь процесс в целом сочетает достоинства 2-го и 3-го способа обмена информацией и во многом лишен присущих им недостатков.

Т.к. среда функционирования - внешний мир - имеет однозначное соответствие только с внутренним миром P и Q, но никак не альтернативным, то заключаем что с информационными плагинами работает именно внутренний мир. Принципом идентификации объясняется отсутствие информационных плагинов без ассоциации с каким-либо объектом из внешнего мира. Например даже такие абстрактные понятия как окружность, прямая и др. всегда ассоциируются с рисунком шара в учебнике по математике, яблоком, натянутой нитью, линейкой и т.п.. Но никогда не представляются в автономном, не связанном ни с чем из окружающей обстановки, виде.

Чтобы лучше себе представить принцип работы информационных плагинов, рассмотрим работу системы идентификации на примере нас с вами. Одними из самых первых информационных плагинов в жизни каждого человека были, конечно, слова. При обучении ребенка речи родители стараются сделать так, чтобы каждое слово ассоциировалось у ребенка с одним из окружающих его предметов или явлений - объектами класса 2.1 или 2.2 - логическими доменами. В этот период жизни ребенка внутри его внутреннего мира создается система идентификации. Проще говоря ребенок учится понимать, что к примеру слово "дом" означает строение, а не что-то другое.

Когда ребенок превращается во взрослого человека, то его разговор с другими людьми происходит на основе это системы идентификации. Например фраза "завтра будет хорошая погода" вызывает в полигоне его внутреннего мира целую серию сложных событий:

  1. Поскольку каждое слово: "завтра", "будет", "хорошая", "погода" идентифицирует один из логических доменов его внутреннего мира, то первый шаг вызывает выделение этих доменов из общей массы. Нетрудно убедиться что не только имена существительные идентифицируют логические домены. Прилагательные, глаголы и др. также могут быть представлены как глобальные параметры логических доменов и, следовательно, также являются логическими доменами.
  2. Выделенные в первом шаге домены объединяются в систему, которая решается образованием глобальных параметров домена Y. В результате значение того или иного слово так сильно зависит от контекста.
  3. Логический домен Y помещается в полигон внутреннего мира вместе со всеми остальными логическими доменами внутреннего мира и затем этот полученный полигонный образ начинает "прокручиваться в голове". У человека возникает множество ассоциаций - возможных сценариев развития событий. Именно поэтому незначительная по объему фраза способна привести в действие массу сложнейших следствий. И именно поэтому неоднозначная, а зачастую и обрывочная фраза может быть истолкована однозначно путем отбрасывания маловероятных следствий и "додумывания".

Текст книги имеет тот же самый принцип информационных плагинов что и речь. Неудивительно что чтение иной книги дает такую богатую пищу для размышления! Наглядное представление внутри своей головы ее действующих лиц и их среды обитания!

Как видим, задачи распознавания образов, разбора текста книги, речи и истинного понимания их смысла неизмеримо сложнее чем это сейчас представляют создатели экспертных систем.

Смысл слов лежит отнюдь не в плоскости их буквенной структуры, а в мозге воспринимающего их человека, в действующем внутри него образе всего мира! Слова, буквы, картины - лишь слабая тень отражения его миропонимания, даже меньше чем вершина айсберга...

Кроме информационных плагинов у человечества, а вернее его детской составляющей, есть и самое настоящее информационное поле. Его логические домены безусловно знакомы любому, ибо каждый играл в игрушки. Ведь игрушки - это и есть не что иное, как самые настоящие объекты 2-го порядка, описывающие "настоящий" "взрослый" мир. Стремление ребенка сломать игрушку, чтобы поглядеть что у нее внутри, или противоположное занятие - игра в конструктор, наглядно демонстрируют его желание обрести знания за чужой счет. Во всех смыслах.

Желание людей общаться, проявить себя ("а я вот что знаю и умею!") - также проявление цели принять участие в работе информационного поля, создании информационных плагинов.

Свои информационные плагины есть и у высших животных, но в виду малоразвитости их внутреннего мира они выражены очень слабо. В основном язык животных - это язык реального времени (т.е. анализ смысла информации происходит применительно к непосредственной обстановке, а не отвлеченно), язык голосовых интонаций.

Можно ли воспользоваться информационными плагинами для передачи содержимого не только внутреннего, но и альтернативного мира - продукта генерации объекта 4-го порядка? История с человеком показывает что в общем-то да. Но это требует выполнения ряда условий для канала "объект P -> внешний мир -> объект Q" (внутри самого P передача из альтернативного мира во внутренний идет по параллелям, создаваемыми в т.ч. и объектом 4-го порядка). В первую очередь - выполнения метода тренировки, связанного в свою очередь с целью объекта Q класса 3.3. Если передаваемые из P через логические домены Xi знания не ведут к приближению цели Q даже косвенно, то вероятность их восприятия, увы, крайне мала. Скорее всего они будут просто проигнорированы. Вывод: цель Q должна быть как можно более глобальной, чтобы практически любая информация была бы востребована. Но даже в этом случае нет 100%-й гарантии.

Те же самые проблемы получаются при разных целях P и Q, различиях в строении их внутренних миров, нахождении на неодинаковых ступенях масштабируемости универсального интерфейса, при сильных искажениях внешнего облика Q (что рано или поздно все равно произойдет, потому что порядок объектов создающих опознавательные признаки не может превышать 2-х - иначе их нельзя будет отображать во внутреннем мире P). Начинает действовать своеобразное правило: "Там где нет смысла в передаче информации, ее передать нельзя".

В этом случае вся надежда - на объект 4-го порядка, использующего альтернативный мир объекта 3-го порядка Q. На то, что он поймет слабый намек пришедший, благодаря его собрату по порядку, из альтернативного мира P. Не потому ли так мало людей, по-настоящему ценящих красоту произведений искусства (наука, по сути дела, тоже такое же искусство), не особо задумываясь об их практической ценности?

Существование информационного поля и преимуществ обмена знаниями покупается ценой дополнения и в некоторой степени стандартизации цели, внесением дополнительных усложнений в начальную детализацию внутреннего мира и конструкцию объекта 3-го порядка. Эти ограничения не проходят для 3.3 бесследно и в некоторых отдельных редких случаях способны значительно снизить эффективность его работы. И об этом всегда нужно помнить, принимая решение о дополнении 3.3 средствами информационного обмена.

9.3. Время. Квазирекурсия в средах существования объектов класса 3.3

Нет, пожалуй, более напрягающего воображение человека понятия, чем понятие времени. Жажда познания устройства этого неумолимого однонаправленного потока, желание управлять им, не дают покоя людям уже много тысяч лет.

Рассмотрим процесс протекания времени применительно к математическим моделям сред существования объектов 3.1 и 3.2. Среда существования объекта класса 3.1 представляет собой совокупность объектов 2-го порядка, причем состояния всех входящих в их состав объектов 1-го порядка связаны друг с другом.

В результате вместо разрозненных уравнений (каждое из которых отражает логику работы только одного объекта 2-го порядка) возникает система уравнений, он же универсальный интерфейс. Особо обращаем внимание читателя на существование универсального интерфейса, делающего объекты 2-го порядка Xj=Ij(Xg, ..., Xh) постоянно активными (см. пункт "Принципы построения объектов 3-го порядка. Условие существования универсального интерфейса. Что такое знания"). Мы будем это постоянно подразумевать в дальнейших рассуждениях.

Произведем следующий шаг: перейдем от системы физически элементарных объектов 1-го порядка к математически элементарным X1..XN:

          ┌
          │X1=F1(X1,X2...,XN)
          │X2=F2(X1,X2...,XN)
   (1)    ┤..................
          │Xi=Fi(X1,X2...,XN)
          │...............
          │XN=FN(X1,X2...,XN)
          └

Поскольку понятие времени в любом случае подразумевает протекание каких-либо изменений, то нужно определить что может меняться в системе (1). Очевидно что вообще изменяться могут только 3 вещи: значения переменных X1..XN; вид функций F1..FN; количество уравнений в системе. Т.к. в рамках сред функционирования 3.1 и 3.2 интерпретаторы физически элементарных объектов 2-го порядка, равно как и само количество этих объектов, остаются неизменными, то вид функций F1..FN и число уравнений системы изменятся не могут. Следовательно, единственно оставшийся вид изменений - это значения переменных (состояний объектов 1-го порядка). В силу существования универсального интерфейса значения переменных друг относительно друга не могут быть какими угодно - совокупность их значений должна удовлетворять одному из решений системы (1). Значит изменения в системе (1) представляют собой переход от одного решения к другому.

Из интуитивного понимания времени известно что оно отражает относительность протекания тех или иных явлений. Поэтому говоря что что-то идет медленно или что-то идет быстро мы подразумеваем сравнение скорости процесса со скоростью протекания эталонного процесса. Следовательно, исходя из посылки относительности, при рассмотрении процессов перехода в системе (1) от одного решения к другому необходимо определить что при этом можно рассматривать друг относительно друга. Поскольку все объекты 1-го порядка X1..XN математически элементарны, то в общем случае бессмысленно сравнивать состояние одного объекта с состоянием любого другого, подобно тому как нельзя сравнивать, например, массу материальной точки с ее положением в пространстве. Поэтому сравнению нужно подвергать не свойства объектов 1-го порядка, а образуемые ими решения системы (1). Поступим следующим образом: перенумеруем все возможные состояния каждого объекта 1-го порядка. При этом критерий, по которому данному состоянию присваивается определенный номер отсутствует. Нумерация происходит абсолютно произвольно, лишь бы только у двух разных состояний не оказалось одинаковых номеров. Затем выпишем все решения системы в таблицу 1:

      │ X1 │....│ XN │
   ───┼────┼────┼────┤
    1 │ 10 │....│ 2  │
   ───┼────┼────┼────┤
    2 │ 19 │....│ 33 │
   ───┼────┼────┼────┤
   ...│....│....│....│
   ───┼────┼────┼────┤
    K │ 7  │....│ 2  │

Общее число решений системы равно M, цифры в ячейках таблицы показывают номер состояния объекта 1-го порядка, соответствующее данному решению. K, N, |Xi| могут быть равны и бесконечности.

Дадим определение понятия ВРЕМЕНИ.

Рассмотрим одно из решений системы (1), при котором значение Xi равно Xia. Отношение количества переходов решений в системе (1) к возникающему при этих переходах количеству изменений объекта Xi, необходимых для достижения значения Xib, и есть для Xi время перехода из Xia в Xib.

Очевидно что напрямую пользоваться этим определением не очень удобно. Гораздо естественнее сравнивать число изменений Xi с сопутствующими изменениями состояния объекта-эталона Xj. Причем степень связи S для Xj должна быть как можно ближе к 1.

Как уже указывалось в пункте "Переходы решений. Системы объектов 2-го порядка" переход от одного решения к другому в конечной системе объектов 2-го порядка возможет только при одном условии: когда некие сторонние силы меняют хотя бы один из слагающих систему объектов 1-го порядка. Такими сторонними силами обладает объект 4-го или более высокого порядка. Переход решений, изменение объекта A в целях 3.1 и 3.2, внутреннем мире 3.3 - все это продукты деятельности объектов высших порядков.

Но можно ли говорить о течении времени в системе, если переход от одного решения к другому происходит абсолютно произвольно (т.е. в смысле не поддается алгоритмическому описанию)? Очевидно что нельзя. Ведь в в таком случае не имеют смысла рассуждения об относительности протекания одних процессов по сравнению с другими. Переход упомянутого (в определении времени) объекта Xi от состояния Xia к состоянию Xib может произойти как в один шаг, так и вообще никогда. Необходим плавный переход - постепенные упорядоченные изменения, а не просто скачкообразные никак не связанные друг с другом наборы решений. Какое же явление по своей сути является плавным упорядоченным переходом? Конечно же рекурсия! Именно в рекурсивных уравнениях и их системах наблюдается плавная эволюция элементов, связанная со своими прошедшими стадиями (предыдущими состояниями).

В итоге мы приходим к интереснейшему выводу: время - это свойство рекурсивной системы, отражающее изменения ее элементов относительно друг друга.

Особенности конкретной рекурсивной системы определяют и свойства протекающего в ней времени. Если все уравнения определенные, а конкретнее двусторонне-однозначные, то будущее и прошлое будут определяться из настоящего однозначно. Односторонне-однозначные уравнения делают будущее определенным, а прошлое нет - т.е. одно и то же настоящее могло быть следствием разного прошлого.

В случае наличия неопределенных уравнений ситуация меняется: и будущее и прошлое определяются из настоящего неоднозначно.

Учитывая наблюдаемые факты (от микромира до масштабов Вселенной) можно сделать вывод о том, что протекание нашего времени в общем-то больше всего соответствует именно модели неопределенной рекурсивной системе.

Итак, для протекания времени необходимо наличие рекурсивных уравнений. Но их не существует в рассмотренных нами средах функционирования объектов 3-го порядка. Однако уже начиная со среды функционирования объекта класса 3.2 возникает явление КВАЗИРЕКУРСИИ (приставка "квази" означает "почти"). Рассмотрим физически элементарные объекты 1-го порядка, входящие в состав логических доменов 1-го уровня (см. пункт "Бесконечные логические домены. Центральная теорема и ее следствия"). Самый общий случай перехода решений - это когда никакого алгоритма в переходе решений не существует, а изменение состояний объектов 1-го порядка происходит случайно. В таком случае вероятность появления того или иного номера решения (перенумерованных аналогично принципу построения таблицы (1)) будет определяться равномерным законом распределения случайной величины - вероятность перехода из любого решения в любое одна и та же. Если закон распределения не равномерный, то значит каким-то решениям отдается предпочтение (в результате чего вероятность их появления больше). Следовательно имеет место некий алгоритм отбора решений. Проанализируем поведение системы, имеющую вложенную структуру логических доменов, при случайно-равномерном характере перехода решений. Поскольку глобальные параметры логического домена уровня N являются упрощением совокупности глобальных характеристик доменов уровня N-1, то ясно что изменения в доменах уровня N-1 могут и не отразиться на доменах уровня N. С другой стороны, изменения в доменах уровня N всегда говорят о том, что при этом произошли изменения во всех составляющих его доменах, начиная с 1-го уровня. Следовательно число решений, ведущих к изменениям в логических доменах уровня N не превосходят числа решений, ведущих к изменениям в логических доменах уровня N-1. Поэтому ситуация, когда вероятность изменения логических доменов уровня N выше вероятности изменения логических доменов уровня N-1 невозможна. Но она не может быть и равна ей, т.к. тогда любые изменения доменов 1-го уровня автоматически будут вызывать изменения во всех старших доменах. Но в этом случае уже нет смысла вообще говорить о наличии логических доменов - образований, по определению малозависимых друг от друга. В итоге приходим к выводу о том, что вероятность появления решений, ведущих к изменениям в доменах уровня N будет всегда строго меньше вероятности появления решений, порождающих изменения в доменах с уровнем N-1. Вероятность перехода к решению, не затрагивающего домены высоких уровней, выше потому что таких решений больше.

Значение любой функции вероятности y=p(x) при x стремящимся к бесконечности стремиться к нулю (в противном случае площадь, ограниченная кривой p(x), не будет равна 1). В нашем случае также при стремлении уровня логического домена к бесконечности (в случае бесконечного внешнего мира) вероятность его изменения при очередном переходе решений будет неуклонно падать (превращаясь в пределе в 0). Кривая y=p(x) по форме станет напоминать функцию y=1/x. Но только, естественно, формой. Площадь под графиком y=p(x) должна быть равна 1.

Таким образом мы обнаруживаем важное свойство, присущее случайному процессу перехода решений: при равномерном законе распределения перехода решений вероятность изменения высокоуровневых логических доменов всегда ниже низкоуровневых.

Отсюда во-первых вытекает то, что находясь в текущем решении система вероятнее всего перейдет в близко "расположенное" (т.е. изменяющее при переходе логические домены с как можно меньшим уровнем) решение, чем в далекое. Т.е. в глобальном плане система всегда движется по наиболее "короткому" пути. Возникает направленность движения. И чем крупнее уровень логических доменов, тем все более четко прослеживается эта зависимость, известная так же как принцип наименьшего действия.

Во-вторых чем больше общее количество решений системы, тем все меньше вероятность возврата при очередном переходе решений в уже бывшие решения. При стремлении роста числа решений к бесконечности указанная вероятность стремиться к нулю. Бесконечная система никогда не возвращается к уже пройденному - имеет место т.н. невозврат к прошлому.

И в-третьих процессы, сопровождающие переходы решений, идут одновременно по всему объему системы, не имея каких-либо существенных отличий друг от друга - они инвариантны. Т.е. принцип наименьшего действия и невозврат к прошлому сохраняют свою справедливость при рассмотрении внутренних процессов любого логического домена. И чем больше уровень домена, тем точнее выполняются эти правила.

Таким образом для стороннего наблюдателя системы создается полная иллюзия ее рекурсивности (особенно в случае бесконечных систем): принцип наименьшего действия однозначно истолковывается им как порождение рекурсивных уравнений, а инвариантность и невозврат к прошлым состояниям доводят этот камуфляж до совершенства. Возникает квазирекурсия. Однако в отличие от квазирекурсии подлинная рекурсия может иметь возврат к прошлому. Известно что рекурсивные уравнения имеют т.н. устойчивые точки - такие значения переменных, при которых их дальнейшее изменения уже не идут. Например устойчивой точкой уравнения Xi=(X(i-1))^2, где X(i-1) - предыдущее состояние Xi, является точка x=0 и x=1. Можно подобрать такие уравнения, что при любых начальных условиях будут сходиться к устойчивым точкам. При повторных изменениях значений переменных сторонними силами, они опять приходят к устойчивому состоянию, как бы возвращаясь в свое прошлое.

В заключении следует напомнить что квазирекурсия возможна только в случае случайно-равномерного характера перехода решений (или хотя бы очень близкому к нему). Если же объект 4-го порядка осуществляет переход решений по отличному от нормального закону распределения или вообще использует жестко заданный алгоритм, то ни о каком принципе наименьшего действия, инвариантности, невозврате к прошлому и в конечном итоге о квазирекурсии говорить не приходится.

Применение квазирекурсивных представлений к процессам в нашей Вселенной дает ответы на ряд вопросов фундаментального характера:

  • протекание времени, причины его локального изменения (известно что оно замедляется при увеличении скорости движения или интенсивности гравитационного поля);
  • природа принципа наименьшего действия (из которого, кстати, в принципе могут быть выведены практически все известные законы физики. Исключение составляет квантовая механика. Но именно так и должно быть!);
  • инвариантность законов природы. Сюда же относится сходство различных эмпирических формул (например закона гравитационного взаимодействия и закона взаимодействия электрических зарядов);
  • невозврат к прошлому;
  • смещение формулировок законов природы при углублении в микромир с точного непрерывного характера к все более вероятностному и дискретному, с одновременным увеличением проявления дискретности в построении материи;
  • природа туннельного эффекта и принципа неопределенности

Более глубокое развитие этой темы способно, несомненно, привести к еще более впечатляющим результатам (природа гравитации и других полей, ограничение на сверхсветовую скорость и т.д.). Однако это тема слишком уж сильно выходит за рамки проблемы ИИ и к тому же очень обширна. Поэтому дальше развивать эти рассуждения в настоящей работе мы не станем.

Заканчивая наше небольшое повествование о времени нельзя не упомянуть об одной идее, по степени интереса не уступающей идее ИИ. Машина времени. Устройство перемещения по желанию в прошлое или будущее. Применительно к рекурсивной системе перемещение во времени в будущее означает прямой переход от одного решения к другому, минуя промежуточные решения. Перемещение в прошлое также требует возможности прямого перехода.

Очевидно что в рамках квазирекурсивной среды сделать это можно только в одном случае: произвести скачкообразный переход подобно переходу решений в системе из обыкновенных уравнений. Очевидно что объект ни 2-го, ни 3-го порядка не в состоянии этого сделать. Следовательно машина времени - это такой же недостижимый предел как и полеты со сверхсветовой скоростью. Так же как и для превращения межпланетного корабля в звездолет (см. пункт "Космические корабли будущего. Корабли ли это?"), для построения машины времени нужен объект 4-го порядка. Но даже в этом случае можно рассчитывать только на локальное изменение протекания времени, поскольку ни один объект 4-го порядка не в силах изменить нашу Вселенную в целом, а следовательно и повернуть вспять ход всей истории или кардинальным образом изменить будущее.

При этом локальность изменения звездолетом пространства-времени не нарушает целостности Вселенной как единой квазирекурсивной системы уравнений, поскольку сторонний объект 4-го порядка меняет состояния объектов не только 1-го порядка, но и 2-го - сами уравнения системы.

Помимо влияния на естественный ход времени объектами высших порядков существуют и более привычные способы, доступные и объектам 3-го порядка. Все они базируются на идее перевода объектов 2-го порядка в "критические" режимы работы, существенным образом отличающихся от обычных условий (приближение к скорости света, гравитация черной дыры и т.п. явления). Вся хитрость состоит в том, что в обычных условиях многие объекты 1-го порядка, входящие в состав логического домена, не меняют своего состояния. Однако при некоторых - "критических" - условиях они начинают активно меняться.

Объяснение окружающих нас явлений и течения времени при помощи квазирекурсии достаточно правдоподобно, но это только один из возможных вариантов устройства нашего мира. Поскольку наша Вселенная - объект 4-го порядка, то вполне возможно что квазирекурсия носит далеко не глобальный характер. Может быть даже ее вообще нет, а время и другие глобальные свойства поддерживаются какими-то другими неизвестными нам силами, присущими только объектам 4-го порядка. Или, напротив, все гораздо проще чем квазирекурсия: время является синхронной осью (см. пункт "Математические модели объектов 2-го порядка"), как и все остальные явления вселенского масштаба. В этом случае должен существовать объект 2-го порядка, распространяющий свое влияние на всю Вселенную. Одним словом, возможных вариантов множество. Но каким бы не было устройство Вселенной на самом деле, реальность существования в ней универсального интерфейса, вложенной структуры логических доменов и даже бесконечности не вызывает никаких сомнений. И так ли уж важны с практической точки зрения (создание ИИ) эти подробности, если все условия существования объектов 3-го порядка уже соблюдаются?

9.4. Нужны доказательства?

Вот такая вот теория объектов высших порядков. Несмотря на всю свою сказочность она, тем не менее, позволяет исчерпывающе объяснить все факты, необъяснимые с позиций других теорий. Вот вам несколько примеров.

  1. Изобретатели и следователи.

    Наблюдая историю человечества можно утверждать что все нововведения появлялись в результате 2 процессов:

    1. Идея появлялась в голове человека по аналогии с уже известным явлением.
    2. Идея появлялась в голове человека как бы случайно, причем потом оказывалось что данная идея не имеет в видимой для человека части мира ничего, даже отдаленно похожего.

    Назовем первый процесс следствием, а второй - изобретением. Соответственно первую группу людей - следователями, а вторую - изобретателями. Естественно что 1-й процесс без труда проделывается объектом класса 3.3. А вот 2-й требует подключения объекта 4-го порядка (случайности не в счет - они имеют слишком маленькую вероятность, даже если брать большие промежутки времени). Именно присутствием объекта 4-го порядка объясняются интуиция, озарение, предвидение и прочие подобные явления. А необходимость внесения в 3.3 общей картины мира - еще одно доказательство невозможности получения знаний ниоткуда и запрет на появления изобретений в рамках 3.3.

    Изобретения можно поделить на 2 большие подгруппы:

    1. Собственно появление нового в альтернативном мире
    2. Проведение новой параллели между альтернативным миром и внутренним миром.

    Этим объясняется тот поразительный факт что вундеркинды, будучи намного умнее обычных людей, не могут придумать ничего принципиально нового. Они просто складируют информацию в альтернативном мире, но не могут ни сгенерировать своей, ни провести новые параллели - практически применить полученные знания на практике так, как это еще никто не делал. Но зато обладают энциклопедическими знаниями и способны в удивительно короткие сроки решать стандартные (но не значит простые!) задачи, т.е. делать следствия. Просто уровень их объекта 4-го порядка обычный, а уровень 3-го - повышен по сравнению с остальными людьми.

    На примере вундеркиндов ярко высвечивается слабое место ИИ - он не может изобретать ничего принципиально нового, а только делать следствия (но зато, в отличие от человека, быстро и неограниченной сложности).

    В случае с большинством изобретателей ситуация обратная, на этот раз уровень объекта 4-го порядка выше среднего. Но так как уровень 3-го стандартный, то толку от этого немного. Сколько изобретений не увидели свет только из-за того, что их создатели не обладали глубокими познаниями в точных науках!

    Когда же "хорошо и то и это", возникает феномен гения. Сгенерированные изобретения легко "доводятся до ума" развитым сверх обычного объектом класса 3.3. Основная отличительная черта изобретений, сделанных ими, заключается в том, что будучи обладая исключительной внутренней стройностью и красотой они малоприменимы в реальности. Они творят как бы сами для себя, для своего собственного интереса. Например математика на 50% (а может и больше) остается абстракцией. В качестве аппарата физики используется лишь ее небольшая часть. Да и вообще, проследив судьбу многих крупных изобретений выяснится что подавляющая их часть возникла вне всякой связи с практической необходимостью. Уже потом кто-то другой, через много лет, находил им практическое применение.

    Дуализмом "душа-тело" объясняется и то, что переданные по наследству, генетически (через альтернативный мир), способности к той или иной науке от родителя-гения редко ведут к появлению гениев-детей. Вместо этого гораздо чаще появляются вундеркинды с предрасположенностью к науке, в которой его предок был гением.

  2. Странные явления.

    В нашем мире иногда происходят странные вещи, не объяснимые современной наукой. Конечно, большинство всех этих целителей, экстрасенсов и магов чистой воды шарлатаны. Но есть люди действительно обладающие тем или иным даром. Не наблюдаем ли мы пример работы 3-й модификации объекта 3-го порядка? Может быть это отдельные случаи влияния высокоуровневых объектов 4-го порядка? Ведь как утверждают многие такие люди, они сами не понимают как это у них получается. И что некоторые подобные действия они совершают против своей воли, повинуясь мощному стороннему влиянию (случай, когда объект 3-го порядка один, а объектов 4-го несколько). Когда-то известный писатель-фантаст Станислав Лем задался интересным вопросом "если бы все подобное было возможно, то почему этим не воспользовалась эволюция?". Понятно почему.

  3. Вселенная.

    Факты, косвенно говорящие о том, что наша Вселенная - объект 4-го порядка. Схожесть общих формулировок законов природы - например подозрительная похожесть уравнений описывающих различные явления (к примеру гравитацию и взаимодействие зарядов) и не менее удивительная аналогия протекания различных процессов (например электрические и механические колебания). Существование в ней объектов 3-го порядка, что влечет за собой признание существования универсального интерфейса и логических доменов. Причем последние действительно существует и притом в глобальном масштабе. Появившиеся в последнее время опытные факты подтверждают единство Вселенной на самых глубоких уровнях ее построения. Многое в пользу того, что наша Вселенная - единый объект 4-го порядка, говорят и данные астрофизики, и многие теоретические построения, пытающиеся создать "теорию всего". Рассмотрение нашей Вселенной как объекта 4-го порядка с учетом ее взаимодействия с другими объектами высших порядков позволяет по-новому взглянуть на понятия времени и пространства (например та же квазирекурсия подразумевает наличие объекта 4-го порядка), строение материи, на проблему возникновения Вселенной в результате Большого взрыва. Но рассуждения на эти и схожие темы выходят за рамки настоящего документа и поэтому мы не станем их сейчас рассматривать.

На этом мы и закончим самую, пожалуй, "сказочную" главу. В ней больше чем в других главах введено принципиально нового и поэтому она самая спорная. Но куда деваться - на тех физических принципах, которыми мы сейчас располагаем попросту нельзя нормально объяснить все накопленные к настоящему времени факты. И не просто нельзя, а невозможно в принципе. Хотя кто знает, может быть пройдет совсем немного времени, и можно будет предложить другое, менее экзотическое объяснение.

В дальнейших рассуждениях под термином "ИИ" мы будем подразумевать уже не просто искусственный разум, а объект класса 3.3 (во всех модификациях).

Но перед тем как перейти к следующим главам остановимся на одном важном моменте. Лженаука сейчас стала весьма распространенным явлением, поскольку пользуясь удивительной доверчивостью нашего просвещенного века, позволяет делать деньги в буквальном смысле из ничего. Конечно ей как могут противодействуют. И это правильно - сказка, подаваемая в виде истины в последней инстанции, способна существенно замедлить развитие действительно верных научных направлений, а то и вовсе их заморозить. Существует множество способов определить является ли теория лженаучной или нет. Но суть у них одна - выводы теории не должны противоречить наблюдаемой действительности, а одни и те же опыты, проводимые в разных условиях и разное время должны давать одинаковый результат.

И если первому требованию теория объектов высших порядков соответствует, то второму - нет. Ведь опытный критерий строится на предположении об инвариантности пространства-времени (говорящим о том, что одни и те же процессы протекают одинаковым образом во всех уголках Вселенной). Но если мы имеем дело с влиянием на нашу Вселенную посторонних объектов высших порядков, то принцип инвариантности уже не будет выполняться. Следовательно, критерий опыта неприменим при оценке лженаучности теории объектов высших порядков. Единственные виды опытов, подтверждающих существование объектов высших порядков - это наблюдения за трансформацией искусственно созданных объектов класса 3.3 на предмет появления изобретений, практическое наблюдение фонового эффекта (единственное, пожалуй, что отвечает принципу инвариантности) и т.п. эксперименты.


Предыдущая Содержание Следующая